Цель: показать практическое применение закона электромагнитной индукции. Побуждать учащихся к преодолению трудностей в процессе умственной деятельности, воспитать интерес к физике.
Ход урока
I . Организационный момент
II . Повторение изученного
Какое явление называют электромагнитной индукцией?
Чем отличается электрическое поле, порождаемое магнитным полем, от электростатического поля?
– Почему в неподвижном проводящем контуре, находящемся в магнитном поле, появляется индукционный ток?
– Может ли вызвать ток в неподвижной катушке магнитная сила Лоренца, действующая в ней на свободные электроны со стороны магнитного поля магнита?
– С помощью какого закона можно найти силу индукционного тока?
III . Анализ экспериментов
Объясните эксперименты:
Эксперимент 1
Изготовленную из медного провода толщиной 0,5-1 мм катушку,из 30-50 витков, диаметром 50 см, подключите к гальванометру демонстрационного вольтметра. Расположите катушку перпендикулярно к плоскости магнитного меридиана и к магнитным линиям магнитного поля. Затем поверните на пол-оборота. Гальванометр отмечает ток. Поверните еще на пол-оборота – гальванометр отмечает ток другого направления. Почему? (Ответ: В витках возникает ток под действием магнитного поля Земли.)
Эксперимент 2
Возьмите проводник длиной 10 м, сложите его вдвое и сделайте катушку диаметром 4-5 см. Подключите концы обмотки к гальванометру и вводите внутрь нее магнит. Стрелка находится в покое. Объясните наблюдаемое явление. (Ответ: В каждой части возникает ЭДС, но ЭДС одной части равно и противоположно по направлению ЭДС другой. Тока в катушке нет.)
Эксперимент 3
Основную обмотку дроссельной катушки присоедините к гальванометру демонстрационного амперметра.
Почему при внесении внутрь катушки водопроводной трубы возникает ток?
Поверните трубу с катушку на 180°. Гальванометр обнаруживает ток. Почему?
Ударьте достаточно сильно молотком по концу трубы. Почему в момент удара возникает ток?
Переверните трубу с катушкой и вновь ударьте. Почему гальванометр отмечает в последнем случае большой ток?
( Ответ: В первом опыте труба действует как магнит, поскольку она находится в магнитном поле Земли. Во втором – поворот вызывает перемагничивание ее в поле Земли, что приводит к изменению магнитного поля около катушки и к возникновению индукционного тока. При ударе увеличивается степень намагничивания трубы. В результате наблюдается изменение магнитного поля, которое приводит к возникновению тока. При перемагничивании в процессе удара наблюдается большое изменение магнитного поля, что приводит к возникновению большого тока.)
IV . Изучение нового материала
В генераторе переменного тока механическая энергия вращения преобразуется в электрическую энергию переменного тока. Состоит генератор из индуктора (электромагнита или магнита, создающего магнитное поле), якоря (обмотки, в которой возникает ЭДС). Его действие основано на явлении электромагнитной индукции.
Пусть магнит вращается вокруг рамки с постоянной частотой v . За время t он совершает N = v t оборотов. Каждому обороту соответствует 360° или In . За все время магнит повернется на угол:
Рамка будет пронизываться магнитным потоком:
Из-за постоянного изменения угла пронизывающий рамку магнитный поток тоже меняется.
Если подключить устройство, потребляющее энергию, то:
BS osm ( cot + lQ ) .
В рассмотренной модели вращающейся частью (ротором) был магнит, а неподвижной частью (статором) – рамка. Но может быть и наоборот: рамка – якорь генератора, статор – магнит. Причиной появления тока будет действие на электроны, движущиеся вместе с рамкой магнитной силы Лоренца. Аналогичным образом устроен и генератор постоянного тока.
V . Закрепление материала
– Что представляет собой генератор переменного тока?
– Опишите его устройство и принцип действия. Далее решение задач № 979-980.
VI . Подведение итогов урока
Домашнее задание
§ 60