Для чего нужна и что изучает информатика

0
6910
вирусы

С информацией мы сталкиваемся в своей жизни ежедневно. Все, что прочитано нами в прессе или книгах – это информация. Все, что увидели по телевизору, услышали от кого-то, узнали в интернете – это тоже информация. А вот слово информатика далеко не так понятно и привычно.

На самом деле все довольно просто: наука, которая изучает способы сбора всевозможной информации, ее обработки и анализа, а также возможностей ее хранения и/или передачи, и все это с использованием вычислительной техники, – это и есть информатика. Таким образом, информатика изучает и обрабатывает информацию с помощью компьютера – так очень упрощенно можно обобщить смысл предыдущей фразы.

Слово информация здесь имеет очень широкий смысл. Это могут быть знания о чем-либо, факты или данные, передаваемые тем или другим образом между людьми или ЭВМ. Информация – нематериальное понятие, ее нельзя пощупать, потрогать, взвесить.

Применительно к школьной программе, информатика рассматривается как освоение компьютерной грамотности с изучением начал программирования.

Обучение информатике в школе имеет своей целью:

  • научить основам работы с информацией;
  • научить применять программы для работы с таблицами и текстами, простейшие графические программы, использовать электронную почту и т.п.;
  • понимание принципов применения алгоритмов информатике;
  • освоение компьютера;
  • ознакомление с основами программирования.

В Казахстане решение об обеспечении компьютерной грамотности учащихся было принято на уровне правительства впервые в 1985 г. За время, прошедшее с тех пор, уровень компьютеризации очень вырос, информатику в школах теперь будут преподавать с третьего класса (с 2018 года), во всех школах есть кабинеты, оборудованные соответствующей техникой с подключением к сети Интернет.

Информатика как наука: предмет и задачи

Информатика имеет своим предметом изучение способов создания, хранения, транслирования и обработки данных посредством ЭВМ. Кроме того, информатика также изучает способы и принципы построения вычислительных машин, методы взаимодействия и управления этой техникой.

Определение информатики пока еще не имеет какой-либо устоявшейся, единой формы. Но все авторы, так или иначе трактующие понятие информатики, сходятся в том, что эта наука изучает базовые, основополагающие свойства информации: как и где получить информацию (в широком смысле), как ее сохранить, как привести ее в вид, понятный вычислительным машинам, каким образом ее можно передавать и использовать.

В основные термины и понятия информатики входят: информация, моделирование, алгоритмы и программирование, данные и базы данных, компьютер, искусственный интеллект, языки программирования, операционная система, аппаратное обеспечение; макросы; информационно – коммуникационные технологии. Это далеко не полный перечень всего, что должно быть изучено и освоено в пределах школьной программы.

История и развитие информатики

Задолго до возникновения первых счетных машин информация собиралась и обрабатывалась вручную, преимущественно в виде книг и документов. В середине 20 века были разработаны основополагающие принципы и методы поиска информации, что стало началом возникновения информатики как науки. С приходом компьютерной эры для решения задач информатики стали применяться электронно-вычислительные машины. И если раньше работать с ЭВМ могли специально обученные люди, а информация вводилась в виде перфокарт, то сейчас компьютер есть почти в каждом доме, а с помощью сети Интернет мы можем получать и передавать информацию в любой точке земного шара, где есть подключение к сети. Информатика и ее структурные разделы сегодня являются одними из основных, фундаментальных разделов знания.

Разделы в курсе информатики

В структуру информатики входят: теоретическая информатика, которая создает базу для развития прикладной информатики, а также компьютерная инженерия.

Каждый из этих разделов содержит в себе ряд направлений. Так, например, в теоретическою информатику входят теория алгоритмов, вычислений, кодирование и другие. Прикладная информатика использует их наработки для создания систем управления базами данных, программного обеспечения для разных отраслей и.т.д. Компьютерная инженерия включает в себя компьютерные сети и телекоммуникации, аппаратное обеспечение, разработку микрочипов и программ для них, робототехнику.
В школьном курсе информатика сосредотачивается на:

  • формировании навыков использования основных средств вычислительной техники и телекоммуникаций;
  • формировании представления об информации, моделях и алгоритмах;
  • обучении основам программирования и использования базовых алгоритмов;
  • развитии логических, интеллектуальных и творческих способностей учащихся.