Биосфера и свойства биомассы планеты Земля

0
884
метод печати

Цель урока:

· Обуч: В ходе урока сформировать у учащихся систему знаний о биосфере; свойствах биомассы; границах биосферы и факторах их определяющих.

· Развив. Развивать умение выявлять взаимосвязи между живой и неживой природой.

· Воспит. Воспитывать внимательное отношение к изучаемому материалу.

Орг. момент. План урока.

Методы активизации мыслительной деятельности 3-5 мин.

Основная часть.

Что такое биосфера? Совокупность всех живых организмов.

Растения очистили атмосферу от углекислого газа, наполнили её кислородом. Как следствия тому многие изменения на Земле. В результате образовалась оболочка заселенная живыми организмами (биосфера).

Давайте рассмотрим в каких сферах жизни есть биосфера (табл. № 1 стр. 30).

Важно подчеркнуть, что понятие « биосфера» ввел ещё Ж. Б. Ламарк, а учение о ней разработано В. И. Вернадским.

Биосфера – охватывает верхнюю часть литосферы, нижнюю часть атмосферы (табл. № 2 стр. 30).

Границы биосферы определяются естественными факторами, воздействующими на организмы (табл. № 3 стр. 31).

Факторы:

· действие ультрафиолетовых лучей;

· температура земных недр;

· определяет верхний предел жизни;

· определяет нижний предел жизни.

Между верхней и нижней границами биосферы можно обнаружить огромное разнообразие живых организмов.

Каждая группа организмов с момента появления на планете внесла вклад в изменения биосферы. Наиболее важное место отводится растительной части биомассы (табл. № 4 стр. 32).

Для живых организмов характерной особенностью является накопление и удаление многих веществ (кислород, водород, углерод, калий, кремний и т. д.) и более 20 элементов. Особое значение имеет фотосинтез для биосферы.

Физминутка.

Текущий контроль, закрепление материала 5-7 мин.

1. Что такое биосфера?

2. Чем определяются границы?

3. Какова плотность жизни?

4. Перечислите основные свойства биомассы?

5. Какие факторы внешней среды могут оказывать ограничивающее влияние на распространение живых организмов на планете?

6. Почему численность различных видов организмов на Земле так неодинакова?

Итоговый контроль, анализ урока. Д3 П. 28, конспект.