БАСНИ И. А. КРЫЛОВА. ХАРАКТЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ БАСЕННОГО ЖАНРА

0
616
шрифт

Цели: провести краткий экскурс в историю жанра, закрепить знания об Эзопе, познакомить с Лафонтеном, басни которого известны нам в литературных переводах И. А. Крылова; обобщить знания, полученные на предыдущих занятиях (особенности жанра, композиция басен); развивать умение выразительного чтения басен.

Ход урока

I. Создание эмоционального настроя.

– Ребята, посмотрите друг на друга, улыбнитесь и скажите себе: «Я хочу учиться и узнавать новое».

II. Актуализация знаний.

– А теперь давайте вспомним, что мы узнали об И. А. Крылове на прошлом уроке.

1. Что вы знаете о детстве и первых шагах в учении И. А. Крылова?

2. Кто оказал в детстве большое влияние на будущего баснописца?

3. Что вы можете сказать о его работе над баснями.

4. Как благодарная Россия выразила свой почет и уважение великому баснописцу?

Учитель. Крылов умел писать интересно и смешно. Многие персонажи его басен вызывают у нас улыбку. Как вы думаете, случайно ли вводит И. А. Крылов в действие басен «комические эпизоды»?

Дети. Нет, не случайно. Он хотел высмеять пороки человека и искоренить их.

Учитель. Как вы думаете, басни были написаны автором для детей?

Дети. Нет. Сюжеты басен, действия, которые в них происходят, имеют большее отношение ко взрослым, чем к детям.

Учитель. Понятны ли вам эти басни?

Дети.

1. Да.

2. Не всегда понятна мораль басни.

Учитель. Когда Крылова спросили, почему он пишет именно басни, он ответил: «Этот род понятен каждому: его читают и слушают и взрослые, и дети». Что же делает басни понятными детям?

Дети. Басни очень короткие и пишутся в стихах. У них простой сюжет о животных. У басни есть мораль.

Учитель записывает особенности басенного жанра.

На доске: «Басня короткий рассказ (чаще в стихотворной форме) с простым сюжетом, иносказанием, моралью. Цель басни показ человеческих пороков, недостатков, высмеивание их».

III. Экскурс в историю жанра.

Баснописцы-классики Эзоп и Лафонтен в переводах И. А. Крылова.

Учитель. Ребята, встречались ли мы с баснями?

Дети. Да.

Учитель. Как вы думаете, а до Крылова существовали баснописцы?

Дети. Да. Мы уже читали басни Эзопа и Л. Н. Толстого.

Учитель. Эзопа вы назвали верно. Кто же такой Эзоп?

Сообщения детей. Дети рассказывают об Эзопе.

1-й ученик. Имя Эзопа впервые упоминается у Геродота. Жизнь и деятельность Эзопа овеяна легендами. От Геродота мы узнаем, что жил Эзоп около VI века до нашей эры на Самосе и был рабом.

2-й ученик. А по легенде, Эзоп из Фракии, области в Малой Азии. Легенда повествует также о неслыханном безобразии внешнего облика Эзопа. Его представляли горбатым, хромым, с лицом обезьяны.

3-й ученик. Но по другой легенде он был умным рабом глупого хозяина. Эзоп постоянно сталкивался с хозяином и неизменно выходил победителем.

Учитель. Многие басни Эзопа стали известны русским читателям благодаря переводам Крылова. Кроме того, переведенные им басни стали нам понятнее и ближе, потому что Иван Андреевич наделил персонажей Эзопа русскими чертами, вложил в их уста русскую народную речь.

Кстати, кто чаще всего является героями басен Крылова?

Дети. Животные, иногда вещи.

Учитель. Знакомо ли вам имя Жана де Лафонтена?

Дети. Нет.

Учитель. Послушайте о нем.

Это французский поэт XVII века. Он писал и стихи, и сказки, и баллады, и поэмы. Но прославился своими баснями. Главные герои его басен звери. Но под личиной Льва скрывается тщеславный и жестокий вельможа. Лисы и Волка льстивые и хитрые, алчные придворные.

А. С. Пушкин, сравнивая басни Лафонтена и Крылова, говорил: «Оба они вечно останутся любимцами своих единоземцев. Некто справедливо заметил, что простодушие есть врожденное свойство французского народа; напротив того, отличительная черта в наших нравах есть какое-то веселое лукавство ума, насмешливость и животный способ выражаться: Лафонтен и Крылов представители духа обоих народов».

Учитель прикрепляет имена баснописцев на доску.

Посмотрите какая интересная цепочка получается у нас.

Эзоп Жан ле Лафонтен И. А. Крылов

Три великих баснописца: греческий, французский и русский. Конечно, баснописцев было больше, но эти вошли в мировую литературу как баснописцы-классики. В XIX веке писал басни в прозе и Л. Н. Толстой. С ним мы еще познакомимся. В наше время интересные басни пишет С. В. Михалков.

IV. Сравнение басен Эзопа и И. А. Крылова.

1. Чтение учителем басни Эзопа «Ворон и лисица». (Пауза.)

2. Чтение учениками басни И. А. Крылова «Ворона и лисица».

Учитель. Что вы можете сказать об этих баснях? Какая басня вам понравилась и почему?

Дети высказывают свое мнение.

– Давайте, ребята, сравним, что между ними общего и каковы отличия.

Дети сравнивают, а учитель записывает на доске:

Эзоп

И. А. Крылов

1. Сухое краткое изложение
сюжета.

2. Прозаическое произведение.

3. Лисица говорит сухо, пере-
числяются только факты.

1. Удивительное богатство словесных красок, оттенков.

2. Стихотворное произведение.

3. Очень выразительна и жива разговорная интонация.

4. Описание лисицы живописнее, сочнее, красочнее.

Учитель. А теперь давайте прочитаем еще раз басню И. А. Крылова «Ворона и лисица» и поговорим об этой басне, которая по удивительному богатству словесных красок, оттенков, по выразительности живой разговорной интонации является подлинным чудом в русской литературе.

Чтение басни детьми.

3. Беседа по содержанию:

1) О ком эта басня? (О лисе и вороне.)

2) Как Крылов передает характер лисы? Проследите, что и как говорит о ее действиях. (Плутовка к дереву на цыпочках подходит, вертит хвостом, говорит сладко, чуть дыша.)

3) А как, по вашему мнению, надо читать разговор ее с вороной? Где нужно делать паузы? (Читать нужно негромко, ласково.)

4) Проследите, в каком порядке Лиса перечисляет достоинства Вороны и почему? (Она сначала описывает шейку, глазки, перышки, носок, а потом говорит о ее голосе, чтобы Ворона открыла рот и выпал сыр. Она усыпляет ее бдительность.)

5) Почему слова Лиса и Ворона написаны с большой буквы? (Это не названия животных, а имена героев, ведь в басне под образами животных подразумеваются люди.)

6) Заметили ли вы какую-то особенность языка басен Крылова? (Да. Он использует чаще всего глаголы.) Почему? (Глаголы позволяют передать динамичность событий.)

7) А какой же смысл имеет мораль басни? (Чтение слов, в которых заключена мораль.) Почему же лесть гнусна, вредна?

Доказал ли это И. А. Крылов? (Да, доказал. Ворона поверила льстивым словам Лисы и была за это наказана.)

Давайте прочитаем басню по ролям.

V. Подведение итогов урока.

– Чем мы занимались?

– Что запомнилось?

– Что нового узнали?

Ребята! Мне очень понравился наш урок. Мы с вами говорили, мыслили и рассуждали. Спасибо вам за интересный диалог.