Цели: провести краткий экскурс в историю жанра, закрепить знания об Эзопе, познакомить с Лафонтеном, басни которого известны нам в литературных переводах И. А. Крылова; обобщить знания, полученные на предыдущих занятиях (особенности жанра, композиция басен); развивать умение выразительного чтения басен.
Ход урока
I. Создание эмоционального настроя.
– Ребята, посмотрите друг на друга, улыбнитесь и скажите себе: «Я хочу учиться и узнавать новое».
II. Актуализация знаний.
– А теперь давайте вспомним, что мы узнали об И. А. Крылове на прошлом уроке.
1. Что вы знаете о детстве и первых шагах в учении И. А. Крылова?
2. Кто оказал в детстве большое влияние на будущего баснописца?
3. Что вы можете сказать о его работе над баснями.
4. Как благодарная Россия выразила свой почет и уважение великому баснописцу?
Учитель. Крылов умел писать интересно и смешно. Многие персонажи его басен вызывают у нас улыбку. Как вы думаете, случайно ли вводит И. А. Крылов в действие басен «комические эпизоды»?
Дети. Нет, не случайно. Он хотел высмеять пороки человека и искоренить их.
Учитель. Как вы думаете, басни были написаны автором для детей?
Дети. Нет. Сюжеты басен, действия, которые в них происходят, имеют большее отношение ко взрослым, чем к детям.
Учитель. Понятны ли вам эти басни?
Дети.
1. Да.
2. Не всегда понятна мораль басни.
Учитель. Когда Крылова спросили, почему он пишет именно басни, он ответил: «Этот род понятен каждому: его читают и слушают и взрослые, и дети». Что же делает басни понятными детям?
Дети. Басни очень короткие и пишутся в стихах. У них простой сюжет о животных. У басни есть мораль.
Учитель записывает особенности басенного жанра.
На доске: «Басня – короткий рассказ (чаще в стихотворной форме) с простым сюжетом, иносказанием, моралью. Цель басни – показ человеческих пороков, недостатков, высмеивание их».
III. Экскурс в историю жанра.
Баснописцы-классики Эзоп и Лафонтен в переводах И. А. Крылова.
Учитель. Ребята, встречались ли мы с баснями?
Дети. Да.
Учитель. Как вы думаете, а до Крылова существовали баснописцы?
Дети. Да. Мы уже читали басни Эзопа и Л. Н. Толстого.
Учитель. Эзопа вы назвали верно. Кто же такой Эзоп?
Сообщения детей. Дети рассказывают об Эзопе.
1-й ученик. Имя Эзопа впервые упоминается у Геродота. Жизнь и деятельность Эзопа овеяна легендами. От Геродота мы узнаем, что жил Эзоп около VI века до нашей эры на Самосе и был рабом.
2-й ученик. А по легенде, Эзоп из Фракии, области в Малой Азии. Легенда повествует также о неслыханном безобразии внешнего облика Эзопа. Его представляли горбатым, хромым, с лицом обезьяны.
3-й ученик. Но по другой легенде он был умным рабом глупого хозяина. Эзоп постоянно сталкивался с хозяином и неизменно выходил победителем.
Учитель. Многие басни Эзопа стали известны русским читателям благодаря переводам Крылова. Кроме того, переведенные им басни стали нам понятнее и ближе, потому что Иван Андреевич наделил персонажей Эзопа русскими чертами, вложил в их уста русскую народную речь.
Кстати, кто чаще всего является героями басен Крылова?
Дети. Животные, иногда вещи.
Учитель. Знакомо ли вам имя Жана де Лафонтена?
Дети. Нет.
Учитель. Послушайте о нем.
Это французский поэт XVII века. Он писал и стихи, и сказки, и баллады, и поэмы. Но прославился своими баснями. Главные герои его басен – звери. Но под личиной Льва скрывается тщеславный и жестокий вельможа. Лисы и Волка – льстивые и хитрые, алчные придворные.
А. С. Пушкин, сравнивая басни Лафонтена и Крылова, говорил: «Оба они вечно останутся любимцами своих единоземцев. Некто справедливо заметил, что простодушие есть врожденное свойство французского народа; напротив того, отличительная черта в наших нравах есть какое-то веселое лукавство ума, насмешливость и животный способ выражаться: Лафонтен и Крылов – представители духа обоих народов».
Учитель прикрепляет имена баснописцев на доску.
Посмотрите какая интересная цепочка получается у нас.
Эзоп Жан ле Лафонтен И. А. Крылов
Три великих баснописца: греческий, французский и русский. Конечно, баснописцев было больше, но эти вошли в мировую литературу как баснописцы-классики. В XIX веке писал басни в прозе и Л. Н. Толстой. С ним мы еще познакомимся. В наше время интересные басни пишет С. В. Михалков.
IV. Сравнение басен Эзопа и И. А. Крылова.
1. Чтение учителем басни Эзопа «Ворон и лисица». (Пауза.)
2. Чтение учениками басни И. А. Крылова «Ворона и лисица».
Учитель. Что вы можете сказать об этих баснях? Какая басня вам понравилась и почему?
Дети высказывают свое мнение.
– Давайте, ребята, сравним, что между ними общего и каковы отличия.
Дети сравнивают, а учитель записывает на доске:
Эзоп |
И. А. Крылов |
1. Сухое краткое изложение 2. Прозаическое произведение. 3. Лисица говорит сухо, пере- |
1. Удивительное богатство словесных красок, оттенков. 2. Стихотворное произведение. 3. Очень выразительна и жива разговорная интонация. 4. Описание лисицы живописнее, сочнее, красочнее. |
Учитель. А теперь давайте прочитаем еще раз басню И. А. Крылова «Ворона и лисица» и поговорим об этой басне, которая по удивительному богатству словесных красок, оттенков, по выразительности живой разговорной интонации является подлинным чудом в русской литературе.
Чтение басни детьми.
3. Беседа по содержанию:
1) О ком эта басня? (О лисе и вороне.)
2) Как Крылов передает характер лисы? Проследите, что и как говорит о ее действиях. (Плутовка к дереву на цыпочках подходит, вертит хвостом, говорит сладко, чуть дыша.)
3) А как, по вашему мнению, надо читать разговор ее с вороной? Где нужно делать паузы? (Читать нужно негромко, ласково.)
4) Проследите, в каком порядке Лиса перечисляет достоинства Вороны и почему? (Она сначала описывает шейку, глазки, перышки, носок, а потом говорит о ее голосе, чтобы Ворона открыла рот и выпал сыр. Она усыпляет ее бдительность.)
5) Почему слова Лиса и Ворона написаны с большой буквы? (Это не названия животных, а имена героев, ведь в басне под образами животных подразумеваются люди.)
6) Заметили ли вы какую-то особенность языка басен Крылова? (Да. Он использует чаще всего глаголы.) Почему? (Глаголы позволяют передать динамичность событий.)
7) А какой же смысл имеет мораль басни? (Чтение слов, в которых заключена мораль.) Почему же лесть гнусна, вредна?
Доказал ли это И. А. Крылов? (Да, доказал. Ворона поверила льстивым словам Лисы и была за это наказана.)
Давайте прочитаем басню по ролям.
V. Подведение итогов урока.
– Чем мы занимались?
– Что запомнилось?
– Что нового узнали?
Ребята! Мне очень понравился наш урок. Мы с вами говорили, мыслили и рассуждали. Спасибо вам за интересный диалог.