Урок 6. Гражданское общество и государство

0
787
карта мира

Цели: подвести учащихся к пониманию значения существо­вания гражданского общества и важности деятельности местного самоуправления; продолжить формирование умений анализиро­вать дополнительную литературу к уроку, делать выводы, работать по тексту учебника, излагать «сквозные» вопросы темы урока; способствовать воспитанию у учащихся понимания необходимо­сти создания гражданского общества, ответственности каждого человека за развитие общества.

Оформление доски: тема урока, план изучения новой темы, понятия (гражданское общество, государство, государственный чи­новник, местное самоуправление, муниципальная собственность, территориальное общественное самоуправление, референдум), домашнее задание.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация опорных знаний учащихся по теме «Правовое государство: право выше власти»

1. Подготовка устного развернутого ответа по карточкам 8-10

КАРТОЧКА № 8

1. Внимательно прочитайте вопрос и подготовьте развернутый ответ на него:

– Зачем соединять сипу и право?

2. Для этого подумайте над вопросами:

– В чем сила государства?

– Приведите примеры справедливых и несправедливых законов.

– Кто из древнегреческих философов заложил основы учения о пра­вовом государстве?

– Где находится источник права?

– Почему право должно принадлежать человеку?

– Как соотносятся право и власть?

– Почему общество и государство должны подчиняться праву?

– Что такое демократия?

– Должна ли демократия опираться на законы?

3. Сделайте вывод.

КАРТОЧКА № 9

1. Внимательно прочитайте вопрос и подготовьте развернутый ответ на него:

– Почему нужно разделять власть в государстве?

2. Для этого подумайте над вопросами:

– Как родилась теория разделения властей?

– Какие ветви власти существуют в государстве?

– Какой вклад в развитие теории правового государства внесли Ари­стотель, Ш. Монтескье, Т. Гоббс, Дж. Локк и И. Кант?

– Как должны строиться отношения между различными ветвями власти?

– Что такое категорический императив?

– Каковы признаки правового государства?

3. Сделайте вывод.

КАРТОЧКА №10

1. Внимательно прочитайте вопрос и подготовьте развернутый ответ на него:

– Каковы признаки правового государства?

2. Для этого подумайте над вопросами:

– Как вы понимаете римское изречение «Закон суров, но он закон»?

– Какие законы должны господствовать в правовом государстве?

– Как должны исполняться законы в правовом государстве?

– На какие ветви власти разделены государственные органы? На­зови их.

– Кто является Президентом России?

– Какая партия победила на выборах в Государственную Думу?

– Кто возглавляет Правительство Российской Федерации?

– Какую роль играет Правительство Российской Федерации в жизни страны?

– Назовите ветви судебной власти в России.

– Почему важно исключить монополизацию власти в стране?

3. Сделайте вывод.

2. Работа с классом (на выбор учителя)

ВАРИАНТ А

Проверка выполнения домашнего задания в тетради.

ВАРИАНТ Б

– Каким судом будут рассматриваться:

1. Конфликт между соседями из-за нарушения границ земель­ных участков?

2. Конфликт между предприятиями из-за нарушения границ земельных участков?

3. Принятие Государственной Думой закона, ограничивающего права молодежи на образование?

4. Нарушение правил дорожного движения водителем рейсо­вого автобуса?

5. Угроза террористического акта?

6. Указ Президента, вызвавший острую полемику в обществе?

7. Несогласие фирмы с методом начисления налогов на ее прибыль?

(Конституционным судом – 3, 6. Арбитражным судом – 2, 7.

Судом общей юрисдикции1, 4, 5.)

ВАРИАНТ В

– Какой, на ваш взгляд, смысл в нижеперечисленных афо­ризмах[*]?

• «Государство существует не для того, чтобы превращать земную жизнь в рай, а для того, чтобы помешать ей окон­чательно превратиться в ад» (Н. Бердяев).

• «За закон народ должен биться, как за городскую стену» (Гераклит).

• «Свобода состоит в том, чтобы зависеть только от законов»

(Ф. Вольтер).

• «Бесполезные законы ослабляют законы необходимые» (Ш. Монтескьё).

ВАРИАНТ Г

Фронтальный опрос класса

Что такое государство? (Основная политическая органи­зация общества, осуществляющая охрану его экономи­ческой и социальной структуры на определенной терри­тории.)

– Какие формы государства наиболее распространены в мире? (Монархия и республика.)

– На какие ветви делится государственная власть в пра­вовом государстве? (Законодательная, исполнительная, судебная.)

Каковы признаки (принципы) правового государства? (Вер­ховенство закона. Развитая система прав и свобод граждан и хорошо налаженный механизм защиты этих прав и сво­бод. Четкое разделение государственной власти на законо­дательную, исполнительную и судебную. Сильная судебная власть.)

Что такое категорический императив? (Независимость за­кона, равенство всех людей перед законом.)

– Кто из ученых-философов первым использовал понятие правового государства? (И. Кант.)

– Почему важным признаком правового государства является незыблемость прав и свобод человека? (Потому что главной целью правового государства является человек.)

Может ли правовое государство существовать без свободной прессы? (Нет, т. к. это проявление одного из главных прав человека на свободу мысли, голоса.)

3. Устный развернутый ответ учащихся по карточкам № 8, № 9 и № 10, отзывы одноклассников

III. Изучение новой темы

План

1. Что такое гражданское общество?

2. Местное самоуправление.

Задача для учащихся: Выяснить, почему становление граж­данского общества неразрывно связано с утверждением правового государства? Может ли жизнь общества происходить без участия государства?

1. Беседа по вопросам

– Что такое общество?

– Как связаны между собой государство и общество?

– Каковы сферы жизни общества?

2. Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника

Учебник 1 (с. 200-201) или учебник 2 (с. 46-50).

Задание для учащихся: выяснить основные черты граждан­ского общества. (Гражданское общество – это совокупность внегосударственных общественных отношений и ассоциаций (объединений), выражающих разнообразные интересы и потреб­ности членов общества. Основные его черты: добровольность объединений; защита и реализация частных интересов; надежда на взаимодействие, взаимопомощь и взаимовыручку.) Заполнить таблицу.

Сферы жизни общества

Примеры

Экономическая сфера

Социальная сфера

Сфера духовной культуры

Политическая сфера

3. Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника и Конституцией РФ

Учебник 1 (с. 203-204) или учебник 2 (с. 46-50), текст Кон­ституции РФ.

Задание для учащихся: какую роль в жизни государства и об­щества играет местное самоуправление?

Глава 8. Местное самоуправление

Статья 130

1. Местное самоуправление в Российской Федерации обеспечи­вает самостоятельное решение населением вопросов местного зна­чения, владение, пользование и распоряжение муниципальной соб­ственностью.

2. Местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.

Статья 131

1. Местное самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций. Структура органов местного самоуправления оп­ределяется населением самостоятельно.

2. Изменение границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление, допускается с учетом мнения населения соответствующих территорий.

Статья 132

1. Органы местного самоуправления самостоятельно управля­ют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и ис­полняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.

2. Органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необхо­димых для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству.

Статья 133

Местное самоуправление в Российской Федерации гарантиру­ется правом на судебную защиту, на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами го­сударственной власти, запретом на ограничение прав местного само­управления, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами. [29]

4. Беседа по прочитанному тексту

Как формируются органы местного самоуправления? (Орга­ны местного самоуправления формируются через систему всеобщих выборов.)

Почему государство передает часть своих функций органам местного самоуправления? (Центральным органам власти трудно решать вопросы местного значения, учитывать потребности каждого муниципального образования.)

– Какие вопросы легче решить местным властям, а не феде­ральному правительству? (Например: ремонт дорог, осве­щение улиц, вывоз мусора и т. Э.)

IV. Закрепление изученного на уроке

– Почему люди стремятся объединить свои усилия в отстаи­вании своих прав и свобод?

– Выполните задание 2 на с. 205 учебника 1.

– Как связаны органы местного самоуправления и граждан­ское общество?

– Какие органы самоуправления существуют в вашем муни­ципальном образовании?

V. Подведение итогов урока

– Почему становление гражданского общества неразрывно связано с утверждением правового государства?

– Может ли жизнь общества происходить без участия госу­дарства?

Домашнее задание

1. Прочитать § 32 учебника 1 (с. 200-204) или § 6 учебника 2 (с. 46-55).

2. Подготовить устные ответы на вопросы:

– Что такое гражданское общество?

– Какую роль в жизни общества играет местное самоуправ­ление?

3. Выполнить задание 3 на с. 205 учебника 1 или практикум на с. 55 учебника 2.