Цели урока, углубить знания учащихся о христианстве; показать, почему в период Раннего средневековья в Европе росло влияние христианской религии, какими путями и способами она распространялась, место и роль духовенства в данном процессе; раскрыть причины соперничества западной и восточной церквей; учить учащихся понимать духовно-нравственные ценности христианства, принимать их.
Основные термины и понятия: христианство, церковь, государственная религия, духовенство, миссионеры, иерархия, десятина.
Основные даты: 756 г.
Оборудование и раздаточный материал: карта «Религии в Европе» на с. 7 атласа; карта «Распространение христианства» (учебник 2002 г., с. 17), кроссворд «Христианство» (листки из расчета один на двоих учащихся или вычерченный на доске, листе ватмана); запись на доске «Чему учил Иисус Христос людей»; листки-заготовки таблицы «Христианство в Раннем средневековье».
План урока
1. Актуализация знаний учащихся о христианской религии.
2. Пути и способы распространения христианства в Европе.
3. Роль церкви и духовенства в жизни общества.
4. Соперничество западной и восточной церквей.
Ход урока
Урок начинается с разгадывания кроссворда1.
Разгадайте кроссворд. Если правильно ответите на все вопросы, то в выделенных клеточках прочитаете известное вам слово.
1. Название жилища средневекового крестьянина.
2. Имя племянника Карла Великого, чей отряд в 778 г. был окружен и уничтожен в походе на Пиренеи.
3. Одна из эпических поэм Гомера.
4. Главные христианские храмы городов.
5. Продукты труда, изготовленные специально для продажи.
6. Страна, расположенная ма Апеннинском полуострове.
7. Исторические сочинения в Европе, которые соответствовали летописям в Древней Руси.
8. Установленные монархом сборы, уплачиваемые населением.
9. Франки при Карле Великом совершили Л похода против аваров, 4 — против ….
10. Почётное звание, признаваемое обществом (мн. число).
11. Представитель племен, не знавших городской
жизни и не владевших латынью или греческим языком.12. Объединение земледельцев, которым руководил старейшина.
• Беседа по вопросам: — Вспомните, что называется религией. — Какой народ первым пришел к вере в единого Бога? — Когда появилось христианство? — Где это произошло? — Кто был основателем христианской религии? — Чему учил Иисус Христос людей, чтобы быть праведным человеком?1 (Помогайте бедным; прощайте обиды и обидчиков; не судите да не судимы будете; просите и дано будет вам; ищите и найдете; как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними.) — Какое значение имело появление этой религии? (Появление христианства способствовало объединению людей, укреплению государства, развитию культуры.) • Учитель вводит понятие «государственная религия». |
В Вопрос изучается учащимися самостоятельно по учебнику (§ 5, п. 1, с. 25—26).
Вывод; в течение Раннего средневековья христианство приняло большинство народов Европы.
• Учащимся предлагается подтвердить данный вывод с помощью карты «Распространение христианства» на с. 17 учебника 2002 г.
В Рассказ учителя в объеме учебника (§ 5, пп. 2, 3, с. 26—28) с комментарием иллюстрации «Организация христианской церкви Западной Европы в IX в.» (с. 27). Для большей наглядности можно нарисовать известную схему на доске или листе бумаги и прикреплять к ней по ходу рассказа фигурки-аппликации римского папы, епископа, священника, монахов.
• Работа с картами учебника 2002 г. (с. 17) и атласа «Религии в Европе» (с. 7):
— Назовите, в каких странах, входивших в состав Византийской империи, находились четыре центра патриархий. (Константинополь — столица Византии; Александрия — Египет; Антиохия — Сирия; Иерусалим – Палестина.)
4 Итогом работы над вопросом может стать заполнение таблицы «Христианство в Раннем средневековье».
Рим |
Константинополь |
|
1. Название церквей |
Западная |
Восточная |
2. Центры церквей |
Рим |
Константинополь, Александрия, Антиохия, Иерусалим |
3. Главы церквей |
Римский папа |
Константинопольский патриарх |
4. Территория распространения |
Западная Европа |
Восточная Европа |
Индивидуальное задание; подготовить сообщение о Константинополе.
Примерный текст
Константинополь был основан в таком месте, которое словно нарочно было создано для того, чтобы быть удобным портом. Острый мыс, где был заложен город, с одной стороны омывался водами Мраморного моря, а с другой — причудливо извилистым заливом, названным за свою странную форму Золотым Рогом. Залив был прекрасной естественной гаванью, которую позже перекрыли натянутой цепью, чтобы препятствовать заходу в нее вражеских судов. Когда к пристани шли караваны купеческих кораблей, то цепь опускали в воду.
Император Константин, укрепив город мощными стенами, начал возведение Большого императорского дворца. От Мраморного моря к заливу Золотой Рог тянулся выложенный камнем ров шириной более 20 метров, за ним поднималась зубчатая стена, а дальше — второй ряд стен и башен высотой с пятиэтажные дома. Башни третьей стены достигали в высоту 40 метров.
По данным ученых, в начале IV века Константинополь насчитывал более 87 тысяч жителей, в первой половине V века — 188 тысяч, а в первой половине VI века — 375 тысяч…
Константинополь— город несравненной красоты. На его чудесных площадях установлены многочисленные статуи, возвышаются роскошные храмы. На главной улице расположены не только лавки и торговые ряды, но и учебные заведения: частные и общественные школы, где обучались греческой и латинской грамматике, красноречию и философии; университет. На центральной площади, которая называлась Августейон, располагались храм Святой Софии, ипподром и Большой императорский дворец — самые известные достопримечательности города.
Давайте побываем на императорском приеме иностранных послов.
Великолепные залы дворца украшены лучшими сортами мрамора, серебром, золотом, слоновой костью и драгоценными камнями. На стенах— мозаика, роспись. Гигантские колонны из мрамора украшены наверху тонким кружевом из камня. Вдоль стен выстроились гвардейцы гигантского роста и крепкого телосложения. В руке у каждого золотой щит, на голове — золотой шлем с развевающимся красным султаном, у бедра — меч, а на плече — обоюдоострая секира.
Наконец показалась дверь, закрытая пурпурной завесой. Когда она отворилась, взору предстал император во всем блеске своего величия: он сидел на троне, над его головой две статуи Победы держали лавровый венок, вокруг трона телохранители в белых туниках и золотых ожерельях.
Далее используется текст из учебника 2002 г. «Иностранный посол описывает прием у императора» (с. 31).
Невозможно представить себе жизнь Константинополя без ипподрома. Здесь при огромном стечении народа происходили торжества и празднества. Здесь после победной войны выставлялись напоказ трофеи: груды драгоценных камней, роскошные колесницы, дорогие вазы, иногда золотые троны, пленники-иноземцы. На ипподроме устраивались и спортивные состязания, театральные представления.
Кроме ипподрома и императорского дворца в Константинополе была церковь необыкновенной красоты — храм Святой Софии.
О храме Святой Софии
Айя-София — здесь остановиться Судил Господь народам и царям!
Ведь купол твой, по слову очевидца,
Как на цепи, подвешен к небесам.
Прекрасен храм, купающийся в море,
И сорок окон — света торжество;
На парусах, под куполом четыре Архангела прекраснее всего.
Из стихотворения О. Мандельштама «Айя-София»
Домашнее задание: § 5, вопросы на с. 29.