Урок 6 Христианство в Европе

0
676
информатика

Цели урока, углубить знания учащихся о христианстве; показать, почему в период Раннего средневековья в Европе росло влияние хри­стианской религии, какими путями и способами она распространя­лась, место и роль духовенства в данном процессе; раскрыть причины соперничества западной и восточной церквей; учить учащихся пони­мать духовно-нравственные ценности христианства, принимать их.

Основные термины и понятия: христианство, церковь, государ­ственная религия, духовенство, миссионеры, иерархия, десятина.

Основные даты: 756 г.

Оборудование и раздаточный материал: карта «Религии в Ев­ропе» на с. 7 атласа; карта «Распространение христианства» (учебник 2002 г., с. 17), кроссворд «Христианство» (листки из расчета один на двоих учащихся или вычерченный на доске, листе ватмана); запись на доске «Чему учил Иисус Христос людей»; листки-заготовки таблицы «Христианство в Раннем средневековье».

План урока

1. Актуализация знаний учащихся о христианской религии.

2. Пути и способы распространения христианства в Европе.

3. Роль церкви и духовенства в жизни общества.

4. Соперничество западной и восточной церквей.

Ход урока

Урок начинается с разгадывания кроссворда1.

Разгадайте кроссворд. Если правильно ответите на все вопросы, то в выделенных клеточках прочитаете известное вам слово.

1. Название жилища средневекового крестьянина.

2. Имя племянника Кар­ла Великого, чей отряд в 778 г. был окружен и уничтожен в походе на Пиренеи.

3. Одна из эпических поэм Гомера.

4. Главные христианские храмы городов.

5. Продукты труда, изготовленные специально для продажи.

6. Страна, распо­ложенная ма Апеннинском полуострове.

7. Исторические сочинения в Европе, которые соответствовали летописям в Древней Руси.

8. Установленные монар­хом сборы, уплачиваемые населением.

9. Франки при Карле Великом совер­шили Л похода против аваров, 4 — против ….

10. Почётное звание, признавае­мое обществом (мн. число).

11. Представитель племен, не знавших городской

жизни и не владевших латынью или греческим языком.

12. Объединение зем­ледельцев, которым руководил старейшина.

• Беседа по вопросам:

— Вспомните, что называется религией.

— Какой народ первым пришел к вере в единого Бога?

— Когда появилось христианство?

— Где это произошло?

— Кто был основателем христианской религии?

— Чему учил Иисус Христос людей, чтобы быть праведным человеком?1 (Помогайте бедным; прощайте обиды и обидчиков; не судите да не судимы бу­дете; просите и дано будет вам; ищите и найдете; как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними.)

— Какое значение имело появление этой религии? (Появление христиан­ства способствовало объединению людей, укреплению государства, развитию культуры.)

• Учитель вводит понятие «государственная религия».


В Вопрос изучается учащимися самостоятельно по учебнику (§ 5, п. 1, с. 25—26).

Вывод; в течение Раннего средневековья христианство приняло большинство народов Европы.

• Учащимся предлагается подтвердить данный вывод с помощью карты «Распространение христианства» на с. 17 учебника 2002 г.

В Рассказ учителя в объеме учебника (§ 5, пп. 2, 3, с. 26—28) с ком­ментарием иллюстрации «Организация христианской церкви Запад­ной Европы в IX в.» (с. 27). Для большей наглядности можно нарисо­вать известную схему на доске или листе бумаги и прикреплять к ней по ходу рассказа фигурки-аппликации римского папы, епископа, свя­щенника, монахов.

• Работа с картами учебника 2002 г. (с. 17) и атласа «Религии в Ев­ропе» (с. 7):

— Назовите, в каких странах, входивших в состав Византийской империи, находились четыре центра патриархий. (Константинополь — столица Визан­тии; Александрия — Египет; Антиохия — Сирия; Иерусалим – Палестина.)

4 Итогом работы над вопросом может стать заполнение таблицы «Христианство в Раннем средневековье».

Рим

Константинополь

1. Название церквей

Западная

Восточная

2. Центры церквей

Рим

Константинополь, Александрия, Антиохия, Иерусалим

3. Главы церквей

Римский папа

Константинопольский патриарх

4. Территория распростра­нения

Западная

Европа

Восточная Европа

Индивидуальное задание; подготовить сообщение о Константино­поле.

Примерный текст

Константинополь был основан в таком месте, которое словно нарочно было создано для того, чтобы быть удобным портом. Острый мыс, где был заложен го­род, с одной стороны омывался водами Мраморного моря, а с другой — причудли­во извилистым заливом, названным за свою странную форму Золотым Рогом. За­лив был прекрасной естественной гаванью, которую позже перекрыли натянутой цепью, чтобы препятствовать заходу в нее вражеских судов. Когда к пристани шли караваны купеческих кораблей, то цепь опускали в воду.

Император Константин, укрепив город мощными стенами, начал возведение Большого императорского дворца. От Мраморного моря к заливу Золотой Рог тя­нулся выложенный камнем ров шириной более 20 метров, за ним поднималась зубчатая стена, а дальше — второй ряд стен и башен высотой с пятиэтажные дома. Башни третьей стены достигали в высоту 40 метров.

По данным ученых, в начале IV века Константинополь насчитывал более 87 ты­сяч жителей, в первой половине V века — 188 тысяч, а в первой половине VI века — 375 тысяч…

Константинополь— город несравненной красоты. На его чудесных площадях установлены многочисленные статуи, возвышаются роскошные храмы. На главной улице расположены не только лавки и торговые ряды, но и учебные заведения: част­ные и общественные школы, где обучались греческой и латинской грамматике, крас­норечию и философии; университет. На центральной площади, которая называлась Августейон, располагались храм Святой Софии, ипподром и Большой императорский дворец — самые известные достопримечательности города.

Давайте побываем на императорском приеме иностранных послов.

Великолепные залы дворца украшены лучшими сортами мрамора, серебром, золотом, слоновой костью и драгоценными камнями. На стенах— мозаика, ро­спись. Гигантские колонны из мрамора украшены наверху тонким кружевом из камня. Вдоль стен выстроились гвардейцы гигантского роста и крепкого телосло­жения. В руке у каждого золотой щит, на голове — золотой шлем с развевающимся красным султаном, у бедра — меч, а на плече — обоюдоострая секира.

Наконец показалась дверь, закрытая пурпурной завесой. Когда она отвори­лась, взору предстал император во всем блеске своего величия: он сидел на тро­не, над его головой две статуи Победы держали лавровый венок, вокруг трона те­лохранители в белых туниках и золотых ожерельях.


Далее используется текст из учебника 2002 г. «Иностранный посол описывает прием у императора» (с. 31).

Невозможно представить себе жизнь Константинополя без ипподрома. Здесь при огромном стечении народа происходили торжества и празднества. Здесь по­сле победной войны выставлялись напоказ трофеи: груды драгоценных камней, роскошные колесницы, дорогие вазы, иногда золотые троны, пленники-иноземцы. На ипподроме устраивались и спортивные состязания, театральные представле­ния.

Кроме ипподрома и императорского дворца в Константинополе была церковь необыкновенной красоты — храм Святой Софии.

О храме Святой Софии

Айя-София — здесь остановиться Судил Господь народам и царям!

Ведь купол твой, по слову очевидца,

Как на цепи, подвешен к небесам.

Прекрасен храм, купающийся в море,

И сорок окон — света торжество;

На парусах, под куполом четыре Архангела прекраснее всего.

Из стихотворения О. Мандельштама «Айя-София»

Домашнее задание: § 5, вопросы на с. 29.