Цели: продолжать знакомить учащихся с былинами; расширять кругозор; работать над развитием речи.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
Учитель спрашивает учащихся о том, какие былины об Илье Муромце они принесли на урок.
– Что интересного из жизни богатыря узнали в былинах?
– Что особенно поразило вас, привлекло ваше внимание?
– Чем необычны были детство и юность будущего богатыря? (Илья не мог ходить и 30 лет сидел на печке «сиднем».)
– Как произошло чудесное исцеление Ильи? (Однажды в дом, где жил Илья, зашли калики перехожие, которым Илья оказал милостыню, после этого и произошло его чудесное исцеление.)
– С кем приходилось сражаться Илье Муромцу?
III. Изучение нового материала.
1. Подготовка учащихся к восприятию нового материала.
– Сегодня на уроке мы познакомимся с новыми подвигами этого былинного богатыря.
Далее учитель может обратить внимание учащихся на то, что события большинства былин происходят в Киеве или в какой-то мере связаны с этим городом, так как богатыри находятся на службе у киевского князя Владимира Красное Солнышко. Этот цикл былин называется киевским, и к нему относятся былины об Илье Муромце, Добрыне Никитиче, Алёше Поповиче и других богатырях.
Физкультминутка
2. Знакомство с произведением.
Текст былины читает учитель. Целесообразно работу над былиной разделить на два урока. На первом уроке рассмотреть две поездки Ильи Муромца, на втором уроке завершить работу над былиной.
Обязательно следует провести словарную работу. Учитель по своему усмотрению может провести данную работу либо перед чтением былины, либо поясняя непонятные учащимся слова в ходе чтения былины (предпочтительнее второй способ словарной работы над данным произведением).
Походный совет – совет перед походом.
Сие предписано – это предназначено.
Кремнёвеньких – из кремния (камня горной породы, с помощью которого можно добывать огонь).
Булатная броня – металлическая одежда из узорчатой твёрдой стали.
Обзарилися – позавидовали.
Колчан – сумка для стрел.
Сажень – русская мера длины, равная 2 м 13 см.
Учитель сначала читает описание первой поездки Ильи.
– Как вы думаете, почему Илья выбрал ту дорогу, на которой ему было предписано быть убитым?
– Ожидали ли вы, что Илья так легко расправится с разбойниками?
– Как вы думаете, какую дорогу дальше изберёт Илья?
Затем учитель читает о второй поездке Ильи.
– Почему Илья так и не женился?
– Что вам показалось необычным в этой части былины?
– С какими новыми качествами Ильи Муромца познакомились?
IV. Итог урока.
Домашнее задание: подготовить выразительное чтение наиболее понравившегося отрывка, сделать к нему рисунок (с. 12–18, часть 1-я).