Урок 53. Происхождение млекопитающих.Тема урока: Происхождение млекопитающих. Первозвери и сумчатые.

0
678
литература

Цели урока: Показать биологические особенности первозверей и сумча­тых, установить родство млекопитающих с пресмыкающимися, выяснить происхождение млекопитающих.

Оборудование: Таблицы из серии «Мир животных», «Кенгуру», «Утконос», иллюстрации и фотографии млекопитающих, диафильм «Яйцекладущие и сумчатые млекопитающие».

Ход урока

Организационный момент


Актуализация опорных знаний

Карточки-задания для индивидуальной работы.

Закончите фразы:

В яичниках располагаются ….

В семенниках развиваются ….

Оплодотворенные яйцеклетки поступают в ….

Оболочка зародыша вместе со стенками магки образует….

Зародыш получает питательные вещества из …матери.

У млекопитающих хорошо развит инстинкт… о ….

О сходстве млекопитающих с предками говорит строение ….

Детеныши белок, кроликов, мышей рождаются ….

Оплодотворение у млекопитающих ….

Чем объяснить, что у одних млекопитающих потомство рождается зрячим и само­стоятельным, а у других слепым и беспомощным?

Однако яйца они откладывают после довольно длительного развития в по­ловых путях самки, и длительность инкубации яиц после их откладывания равна менее половины того срока, который проходит от времени их оплодот­ворения до откладывания. Таким образом, у этих животных бывают «преж­девременные» роды или незавершенное яйцеживорождение. Прежде чем представить вам этих животных, стоит упомянуть одну легенду. Среди абори­генов Австралии ходит легенда, что некогда, очень давно, отбилась от своей стаи непослушная дикая утка. Но затосковала она в одиночестве и сошлась с водяной крысой. От этой пары и пошли удивительные звери, которых мест­ные жители зовут «маллагонг», «тамбриит» или «бунабурра», а европейцы … (Учашийся, подготовивший сообщение об утконосе, завершает предложение словами: «… утконосом» и рассказывает об этом интересном зверьке.).

Если уж «клюв» утконоса привел в изумление европейцев, то длинный изогнутый «клюв» ехидны в сочетании с многочисленными длинными иглами на спине показался им вообще чем-то невероятным! Благодаря такому воору­жению яйцекладущая ехидна внешне напоминает гигантского ежа или дико­браза. Послушаем сообщение о ехидне.

Итак, ехидна и утконос — яйцекладущие млекопитающие, так называем­ые «живые инкубаторы», насиживающие яйца, вынашивающие их в сумке. Яйцекладущие — это название одного из подклассов Млекопитающих. Дру­гое их название — первозвери. Если с первым названием все понятно, то вто­рое придется пояснить.

Попробуйте объяснить, что такое «первозвери». Почему ехидну и утко­носа относят к этой группе животных?

Учитель обобщает и дополняет ответы учащихся.

Температура тела однопроходных ниже, чем у других млекопитающих, и может колебаться от 25 до 36 °С. Конечности отходят в стороны от тела, как у рептилий, а не вниз, как у прочих представителей класса. Характерно отсутст­вие вибриссов — особых чувствительных волосков, расположенных на морде у всех млекопитающих. Самки откладывают 1—2 покрытых кожистой оболоч­кой яйца с желтком — запасом питательных веществ для развития зародыша. Вспомните, как это происходит у плацентарных . Детеныш вылупляется из яйца, раскалывая оболочку особым яйцевым зубом. Кора полушарий головного мозга развита слабо. В скелете сохранились вороньи кости.

Признаки пресмыкающихся

Признаки млекопитающих

Наличие клоаки.

Температура колеблется (не постоян­ная) от 25 до 36 °С.

Конечности по бокам тела.

Откладывание яиц с большим запа­сом питательных веществ для развития зародыша.

Детеныши раскалывают оболочку яйца яйцевым зубом.

Кора полушарий головного мозга раз­вита слабо.

В скелете пояса передних конечнос­тей — вороньи кости.

Выкармливание детенышей молоком (млечное’место, сосков нет).

Волосяной покров.

Несмотря на большое количество примитивных черт, этих животных все-таки относят к млекопитающим животным. Почему? (они вскармливают своих детенышей молоком, имеют волосяной покров). Запишем эти признаки во вторую колонку таблицы. Обратим внимание на то, что сосков у яйцекладу­щих нет, многочисленные протоки млечных желез открываются на особых участках кожи — железистых полях, лишенных волосяного покрова. При лег-

ком надавливании на железистое поле молоко выступает прямо из протоков и слизывается детенышами.

Изучение первозверей имеет большое значение для раскрытия вопроса о происхождении Млекопитающих, оно позволяет представить, как в процессе исторического развития произошел переход от размножения яйцами к живо­рождению и выкармливанию детенышей молоком.

Млекопитающие возникли из отдельной группы пресмыкающихся — зве­роящеров. Интересно то, что их зубы не все одинаковы и на челюстях у них хо­рошо различаются резцы, клыки и коренные.

Есть основания полагать, что предками млекопитающих были мелкие формы звероящеров. Между чешуйками вырастали волоски. Ученые считают, что чешуя, росшая раньше по всему телу, была оттеснена волосяным покро­вом спереди назад и в наши дни сохранилась на покровах хвоста низших зве­рей. Впрочем, чешуя сохранилась еще на концах всех пальцев в виде когтей у зверей и ногтей — у людей.

Кожные железы в процессе эволюции стали неодинаковыми: одни стали вы­делять только пот, другие — только жир, а третьи, по краям живота, где детены­шам было удобно лизать свою мать, — раствор мелких капелек жира с другими питательными веществами. Эти железы становились больше, сильнее развива­лись. Такое поначалу дополнительное питание детенышей со временем станови­лось главным и железы постепенно превращались в молочные (млечные).

Живорождение возникло гораздо позже. Предполагают, что яйцо у яйце­кладущих надолго задерживалось в утробе матери. Так долго, что оно лопалось еще в утробе, и детеныши стали выходить на свет сформировавшимися орга­низмами. При утробном развитии яйца питание зародыша от стенок матки по­степенно стало основным, питание желтком утратило свое значение. Вскоре скорлупа стала лишь мешать питанию. И преимущество оказывалось у тех осо­бей, у которых скорлупа становилась все тоньше, «прозрачнее», пока, наконец, совсем не исчезла. Дополнительное питание зародыша от стенок матки стано­вилось основным, а позже и единственным. А бывшее главное питание желт­ком стало второстепенным и постепенно отошло на второй план.

Таким образом возникли живородящие млекопитающие. В дальнейшем млекопитающие стали очень разнообразны. Они заселили все материки.

Найти ответ на вопрос, как яйцекладущие стали живородящими, поможет п изучение процессов размножения и развития сумчатых животных.

У сумчатых скорлупы совсем нет, а есть лишь кожистая оболочка, которая метко разрывается и детеныш выходит из тела матери очень маленьким и крайне неразвитым. Плацента развита очень слабо или вообще отсутствует. Детеныш после рождения еще будет вырастать в сумке матери довольно дли­тельное время. Внутри сумки имеются млечные железы, к соскам которых присасывается детеныш.

Далее можно познакомить учащихся с представителями сумчатых живот­ных, показав диафильм (или заслушав сообщения).