Ц е л ь: формировать умения различать падежные окончания существительных 1-го и 3-го склонения в родительном, дательном и предложном падежах.
Х о д у р о к а
I. Актуализация опорных знаний.
1. П о д г о т о в и т е л ь н ы й д и к т а н т.
По окончании работы проверка написания окончаний по таблице на с. 109.
2. В ы п о л н е н и е упражнения 87.
– Выпишите слова, которыми мы дополнили стихотворение. К какому склонению относится каждое из них? Объясните.
– Есть ли еще существительные в этом стихотворении?
– Назовите их, определите падежную форму каждого. Выпишите их, определите тип склонения.
II. Формирование новых знаний.
1. В ы п о л н е н и е упражнения 88.
– На какие группы можно разделить слова? (Однокоренные; по типу склонения.)
– Просклоняйте существительные по образцу.
– Что можете сказать об окончаниях существительных в Р., Д., П. падежах?
– Занесите свои наблюдения в таблицу в упражнении 89.
( Учителю желательно заранее подготовить для каждого ученика данную таблицу .)
– Прочитайте сведения о языке на с. 113. Правильно ли вы заполнили таблицу?
2. В ы п о л н е н и е упражнения 90.
– Назовите существительные с безударными падежными окончаниями. Как проверить их написание?
– Спишите стихи. Найдите существительные 2-го склонения в П. п. Какие окончания они имеют?
– Сравните свои наблюдения со сведениями о языке на с. 113.
III. Самостоятельная работа.
Допишите окончания существительных, укажите падеж.
Н а д о с к е:
В а р и а н т I Из деревн.., без дорог.., по дорог.., от подруг.., к подруг.., на берез.., в машин.., на кроват.., к площад.., из тетрад.., у лошад.., в бан.. . |
В а р и а н т II До башн.., по причин.., в непогод.., к речк.., от речк.., на лип.., в повозк.., с кроват.., на площад.., в речк.. . |
IV. Итог урока.
– Чему научились на уроке?
Домашнее задание: упражнение 91, подготовиться к диктанту.