Урок 51. Население и хозяйство Центрального района

0
1022
познание мира

Цели: Познакомить с особенностями и характерными чертами населения Цен­трального района (характер великоросса), а также влиянием природных условий на занятия населения. Дать понятие об «отхожем промысле» и «кустарном промысле». Обсудить проблемы населения и хозяйства Центрального района.

Оборудование: Карта «Центральные районы», политико-административная и физическая карты России, образцы изделий народных художественных промыслов Центрального района. Коллекция «Виды тканей, волокон».

Ход урока

Организационный момент

Проверка домашнего задания

Устно (взаимоопрос):

Охарактеризуйте экономико-географическое положение Центрального района.

Дайте оценку природных условий и ресурсов Центрального района.

В течение 2 минут учащиеся отвечают на свой вопрос: 1 вариант – ЭГП, 2 вари­ант – природные условия и ресурсы. Затем учитель вызывает к доске по 1 ученику от каждого варианта для защиты оценок своего варианта, если оценки учителя и уча­щегося совпали, то можно оставить оценки всему классу. А можно в качестве защи­ты оценок задать по дополнительному вопросу каждому учащемуся.

Примеры вопросов:

вариант – ЭГП Центрального района

Сколько областей входит в состав Центрального района? (12.)

С какими странами граничит Центральный район? (Украина, Беларусь.)

Как из Москвы можно водным путем попасть на Волгу? (По каналу им. Москвы.)

Какой рисунок имеет железнодорожная сеть Центра? (Колесо – в центре Москва – по радиусу расходятся в разные стороны железные дороги.)

Как попадали из Москвы в Волгу до строительства канала им. Москвы? (Из Москвы-реки в Оку, а из Оки в Волгу.)

вариант – Природные условия и ресурсы Центрального района

Каков рельеф Центрального района? (Всхолмленная равнина.)

Каков климат района? (Умеренно-континентальный.)

В каких природных зхонах рапсложен район? (Север – в тайге; Центр – смешанные леса; Юг – лесостепь.)

Назовите топливные ресурсы Центра. (Бурый уголь, торф – Подмосковный бассейн.)

Назовите местное сырье для производства удобрений. (Фосфориты.)

Почему Н. Н. Баранский сказал, что здесь (в Центре) не богатства недр привели к развитию промышленности, а промышленность «потащила» за собой из-под земли наличные полезные ископаемые?

Почему население должно было добывать себе пропитание разными про­мыслами? (Малоблагоприятные условия для зернового хозяйства: много лесов, малоплодородные земли.)

Изучение нового материала

Большая часть населения Центрального района – это русские, но здесь шло смешение славян с местными племенами.

Задание:

Прочитайте текст на с. 206 и выберите черты характера великоросса и причи­ны, под влиянием которых складывался характер русских людей. Запишите их в тетрадь

Особенностью занятий населения Центра было разнообразие хозяйственной деятельности: кустарные промыслы, ремесла, преобладающие в крестьянских дво­рах, и отхожие промыслы – уход на заработки в города – Москву, Нижний Новгород и другие.

Задание:

Найдите примеры кустарных промыслов;

а) в Лесном Заволжье – изделия из древесины’,

б) в южных районах – изделия из железа;

в) в районе г. Кимры – кожаная обувь;

г) в Гжельском районе – глиняная, фарфоровая посуда.

Вопросы к классу:

Кто уходил в отход? (Мужское население.)

Почему местности называли «бабьей стороной»?

Престижно ли было отходничество? (Да. Жених должен был побывать в Моск­ве, Петербурге. Иначе он не пользовался уважением у девушек.)

Вывод: Таким образом, население Центра было подвижно, имело высокий про­фессиональный уровень и способно к усвоению новых видов деятельности. Кустар­ные промыслы живы и по сей день – это народные художественные промыслы.

В XIX веке сформировалась текстильная промышленность сначала на собст­венном, местном сырье (на льне, шерсти), а затеи на привозном (хлопке), затем с использованием синтетического и искусственного волокон.

Вопрос: Сегодня отрасль находится в упадке. Почему? (Более дешевые импорт­ные ткани создали мощную конкуренцию; потеряны производственные связи с по­ставщиками сырья – хлопка; повысились цены на импортный хлопок.)

Задание:

Найдите на карте центры хлопчатобумажной промышленности. (Иваново, Яро­славль, Шуя, Орехово-Зуево, Ковров и др.)

Почему Иваново называют «город невест»? (В текстильной промышленности преобладает женский труд.)

Машиностроение является отраслью специализации Центра. Центр имеет вы­сокую плотность населения, учебную и научную базу, но отсутствует сырье­вая база, поэтому точное и наукоемкое машиностроение получило здесь большее развитие, чем металлоемкое.

Задание:

Найдите предприятия атвомобиле- и авиастроения. (Авиастроение – Москва,


Калуга, Смоленск, Воронеж, Нижний Новгород; Автомобилестроение – Москва, Нижний Новгород, Ликино -Дулево (автобусы), Павлов (автобусы).)

Особенностью машиностроения Центра является преобладание наукоемких производств, особенно в ВПК, которые размещены в Подмосковье в технополисах – городах науки.

Задание:

Назовите города науки и их специализацию?

г. Жуковский

г. Королев – …

г. Химки – …

г. Фрязино

Практическое задание

Учащиеся заполняют таблицу на с. 212, уч. А., находят на карте атласа (Цен­тральные районы – центры художественных промыслов);

Наносят на контурную карту Центра народных промыслов;

Выполняют рисунки; пишут стихи о красоте изделий, о мастерстве и т. д.

Домашнее задание

По уч. А.: §44, вопросы на с. 212;

Вопросы для самооценки 3-4 (на выбор);

Творческое задание: подготовить сообщения о городах науки;

Рисунки – народные художественные промыслы.

Для любознательных

По рисункам на с. 209 (уч. А.) ученики подготавливают сообщения о народ­ных художественных промыслах.

Сообщение об одном из городов науки.

Опережающее задание

Подготовить сообщение о Москве по плану:

Планировка города и его границы;

Кремль – объект Всемирного культурного наследия;

Достопримечательности Москвы (например, экскурсия по Третьяковской галерее).