Урок 5. Современное общество

0
766

Цели: рассмотреть особенности современного общества; раз­вивать учебно-исследовательские умения учащихся в групповой деятельности.

Основные понятия: мировое сообщество, научно-техническая революция.

Оборудование: учебник, дополнительный материал для уча­щихся.

План изучения нового материала

1. Современное производство.

2. Современные средства транспорта и связи.

3. Состав современного общества.

4. Проблемы современного общества.

Ход урока

I. Организационный момент

Сегодня мы продолжим изучение особенностей обществен­ного развития, и наш разговор пойдет о современном обществе.

II. Обсуждение домашнего задания

Вариант 1

Развернутый ответ по карточке.

Карточка № 1

1) Внимательно прочитайте вопрос и подготовьте развернутый ответ.

— Как вы думаете, почему в наше время в некоторых частях Земли сохранились племена, занимающиеся охотой, со­бирательством и огородничеством? (Опорная информация’.Мадагаскар; аборигены Австралии; важнейший источник существования; племенной образ жизни; богатые природ­ными ресурсами регионы.)

2) Сделайте вывод.

Карточка № 2

1) Внимательно прочитайте вопрос и подготовьте развернутый ответ.

— Объясните, каким образом у древних людей появились зем­леделие и скотоводство? (Опорная информация’, глобальный продовольственный кризис, конец каменного века, перена­селенность Земли, более совершенные орудия труда, Сред­ний Восток.)

2) Сделайте вывод.

Вариант 2

1. Организация групповой деятельности.

Класс делится на пять групп. Четыре группы «Исследовате­лей» — составляют рассказ на тему «День древнего земледельца», используя учебник, дополнительный материал.

Группа «Эксперты» вместе с учителем разрабатывает критерии оценки составленных рассказов и далее оценивает их.

Примерные критерии:

1) Соответствие содержания рассказа сформулированной теме.

2) Оригинальность.

3) Четкость изложения.

4) Эмоциональность.

5) Совмещение учебного материала с дополнительным.

2. Подведение итогов работы.

Группы презентуют результаты своей деятельности. Экспер­ты рецензируют составленные рассказы. Учитель подводит итоги работы, оценивает учащихся.

3. Рефлексия.

— Какие трудности вы испытывали при выполнении задания?

— Кому было сложнее при выполнении задания: «экспертам» или «исследователям»?

— Вы удовлетворены результатами своей деятельности на уроке?

III. Изучение нового материала

Современное общество — это индустриальное, или промыш­ленное, и постиндустриальное, или информационное, общество, в котором большую роль играют наука, знания и техника. Боль­шая часть населения — это жители городов. Общество состоит из людей различных профессий и специальностей.

Признаки современного общества: роботизированное произ­водство, гигантские супермаркеты, космические станции. (При­знаки можно записать в тетради.)

IV. Чтение с пометками

Учащиеся читают на с. 29—30 «Современные средства транспор­та и связи» и делают на полях пометки, используя метод «инсерт».

V. Фронтальный опрос

— Какая информация у вас вызвала вопрос?

— Какая информация была для вас новой?

— Какая информация была вам знакома?

VI. Слово учителя

Современное общество столкнулось с проблемами, которые представляют угрозу для его существования и дальнейшего разви­тия: сохранение окружающей среды, угроза войн, распростране­ние ядерного оружия, международный терроризм, социальное не­равенство, преступность, проблемы охраны здоровья. Актуальной остается проблема сохранения и передачи молодому поколению культурных и нравственных ценностей.

(Организуется работа с иллюстративным материалом на с. 32.)

VII. Подведение итогов урока

— Каковы характерные черты современного общества?

— Что такое научно-техническая революция?

— С какими проблемами столкнулось современное челове­чество?

Домашнее задание

Прочитать § 4, запомнить (выучить).