Представить себе это нельзя, а понять можно.
Л.Д. Ландау
Цели: ознакомить с формами и способами ненаучного познания; развивать умение сравнивать, делать выводы и обобщения; воспитывать объективное отношение к субъективным понятиям.
Тип урока: урок систематизации знаний.
Ход урока
I. Организационный момент
(Учитель сообщает тему и дели урока.)
Мы рассмотрим следующие вопросы:
1. Мифология.
2. Жизненный опыт.
3. Народная мудрость.
4. Паранаука.
5. Искусство.
Этот материал несложный, поэтому сегодня будут заслушаны сообщения, а задача остальных учащихся – дать оценочное суждение услышанному как по содержанию, так и по технике выступления.
II. Проверка домашнего задания
(Учитель проводит либо терминологический диктант, либо устно фронтальную работу по проверке усвоения изученных понятий модуля: познание, истина, ложь, дедукция, индукция, исследование, научное познание, эмпирический уровень, теоретический уровень.)
III. Изучение нового материала
1. Мифология
(Сообщение учащегося.)
Миф – отражение взглядов древних людей на мир, их представлений о его устройстве и порядке в нем. В мифах заложена первичная научная концепция Вселенной, пусть наивная и фантастическая, но в них обозначены некоторые вечные категории человеческого сознания: судьба, любовь, дружба, самопожертвование, героизм, мечта, творчество. Архетипы и архисюжеты мифов до сих являются темой для мирового искусства.
Особенности мифологического мышления:
• неотчетливое разделение субъекта и объекта, предмета и знака, происхождения и сущности, вещи и слова, существа и его имени, пространственных и временных отношений и т. д.;
• замена научного объяснения мира рассказом о происхождении и творении (генетизм и этиологизм);
• все происходящее в мифе есть своего рода образец для воспроизведения, повторения (первопредмет и перводействие). Миф обычно совмещает в себе два аспекта: рассказ о прошлом и объяснение настоящего или будущего.
Самые распространенные мифы – это мифы античные. Но даже в огромном мифологическом наследии античности выделяются мифы, без которых немыслим интеллектуальный багаж современного человека.
Можно выделить следующие группы мифов:
• мифы о героях (Прометей, Геракл, Тесей);
• мифы о творцах (Дедал и Икар, Орфей, Ариан, Пигмалион);
• мифы о судьбе и роке (Эдип, Акгеон, Кефал, Сизиф);
• мифы о верных друзьях (Орест и Пилад, Ахилл и Патрокл, Кас-пор и Поллукс);
• мифы о любви (Нарцисс, Орфей и Эвридика, Аполлон и Дафна, Амур и Психея).
А теперь проведем анализ мифов. Прочитайте миф, определите, к какому типу он относится (этиологический, космогенический, календарный, эсхатологический, биографический). Установите, какие сведения о мире отражает этот миф; можно ли эти сведения назвать знаниями.
2. Жизненный опыт
Жизненный опыт сочетает практическое и научно-практическое знание.
Практическое знание – это усвоение социального опыта не только с помощью языка, но и на невербальном уровне: «Дай мне действовать, и я пойму». Действия, орудия, инструменты предназначены для получения практического результата. Учитель физкультуры сначала объясняет и показывает, как совершить бросок баскетбольного мяча в корзину. Но только во время бросков ученик сам освоит технику забрасывания.
Этот вид знаний передается во время непосредственного общения, ограничен опытом отдельного человека и удовлетворяет конкретную потребность.
Духовно-практическое знание – это знание о том, как нужно относиться к миру, другим людям, самому себе. Например, религиозные заповеди. В классе всегда есть и христиане, и мусульмане.
(Учитель обращается к ним с просьбой сформулировать 1-2 заповеди.)
1. В буддизме существует принцип: «Не делай другим того, что считаешь злом».
2. В даосизме: «Считай прибыль ближнего своей прибылью, его потерю — своей потерей».
3. В индуизме: «Не делай другим того, что причинило бы боль тебе».
4. В исламе: «Нельзя назвать верующим того, кто не желает сестре или брату своему того же, чего желает себе».
5. В иудаизме: «Что ненавистно тебе, не делай другому».
6. В христианстве: «Делай другим то, что хотел бы, чтобы они делали тебе».
Главная общая мысль вышеприведенных цитат – все люди равны по отношению друг к другу и все они достойны человеческого отношения. Это универсальное правило моральной оценки и оно известно как «золотое правило нравственности (морали)».
3. Народная мудрость
(Народный фольклор изучается на уроках литературы, музыки, ИЗО. Используя конкретные программы по этим учебным дисциплинам в конкретном образовательном учреждении, учитель дает предварительно задания учащимся и просит коллег оказать им помощь; либо можно провести интегрированный фрагмент урока.)
Народная мудрость сохраняет и передает из поколения в поколение важные сведения о мире, природе, людях. Но эти сведения не являются предметом специального анализа, рефлексии. Люди оперируют ими, не задумываясь над их происхождением или достоверностью.
Часто по одному и тому же поводу сведения содержат по смыслу противоположную информацию. Например, в русских сказках бедняк всегда умнее и находчивее богача (у бедняка большой практический опыт), бедный почти всегда предстает неутомимым тружеником, но русские поговорки говорят о другом: «От работы кони дохнут», «Работа не волк, в лес не убежит».
– Как вы думаете, каковы причины этого феномена. (Народ включает в себя разные социальные группы, иногда имеющие противоположные интересы; фольклор не имеет конкретного автора.)
4. Паранаука
(Организуется дискуссия на основе заранее подготовленных сообщений сторонников и противников паранауки. Желательно пригласить на урок специалиста или взрослого любителя паранауки.)
Итак, паранаука – околонаучное знание.
Познавательные возможности человека и общества ограничены, а объекты познания безграничны.
(Учитель рисует на доске круг, внутри которого стилизованная фигура человека.)
Все, что знает человек, расположено внутри круга. Понятно, что непознанного человеком значительно больше, чем познанного.
Сложности и трудности научного познания порождают как феномены, ждущие научных объяснений и подтверждений (теорема Ферма), так и спекуляции, далекие от истины или стремления к ней (тайские таблетки как универсальное средство от ожирения и нормализации обмена веществ).
5. Искусство
Искусство использует для познания художественный образ и выражает эстетическое отношение к действительности.
Гесиод утверждал, что музы говорят ложь, которая похожа на правду. Дело в том, что в художественном образе соединяются два начала: объективно-познавательное и субъективно-творческое. Художественный образ – это отражение действительности через субъективное восприятие его самим художником и тем, кто воспринимает произведение искусства.
(Учитель предлагает рассмотреть иллюстрацию картины
В.А. Серова «Девочка с персиками». Картина написана в 1887 г. и представляет собой портрет Верочки Мамонтовой. Далее учитель просит определить главную фигуру картины.
Учащиеся обычно отвечают, что это девочка, судя по названию картины).
А вот искусствовед убежден, что это солнечный свет. Яркий свет заливает комнату через большие окна, солнечные блики играют на светлых стенах, переливаются на белой скатерти, раскрашивая ее разноцветными оттенками, этот же свет отражается на лице и одежде героини. Игра света и тени делает привлекательной картину, потому что именно эту игру человек постоянно наблюдает в действительности.
– Что для каждого из вас является символом ушедшего XX в.?
(Выслушав несколько ответов, учитель предлагает рассмотреть иллюстрацию скульптуры О. Родена «Мыслитель» (1880).)
Сам Роден говорил, что он хотел создать образ человека, олицетворяющего новую эпоху – XX в. Для Родена это была рука рабочего и лицо мыслителя: «Мой «Мыслитель» мыслит не только мозгом, насупленными бровями, раздувающимися ноздрями и сжатыми губами, но и каждым мускулом своих рук, спины и ног, сжатыми кулаками и подобранными пальцами ног». Роден был отчасти прав: именно XX в. дал такое количество открытий и изобретений, которые во многом этот мир изменили.
IV. Закрепление изученного материала
– Напишите эссе на одну из следующих тем:
• На примере одного из мифов определить, какие события в жизни человека считались особенно значимыми в Древней Греции или в Древнем Риме (на выбор).
• Французский поэт А. Мюссе сказал, что опыт – это имя, которое большинство людей дает наделанным глупостям или пережитым неприятностям. Прав ли он?
– Вспомните и запишите несколько пословиц и поговорок. Дайте им оценочное суждение.
– Сделайте анализ русской народной сказки (на выбор учащихся) как формы познания и формирования способа мышления.
(Учитель собирает эссе для проверки.)
Домашнее задание
Повторите основные понятия и термины изученного материала модуля.