Цели: определить место и назначение русского языка в современном обществе; создать условия для формирования умения оперировать терминами при анализе языкового явления.
Тип урока: комбинированный.
Методы: исследовательский, самостоятельная работа, выработка и совершенствование усвоенных навыков.
Ход урока
1. Этап организации совместной деятельности по освоению материала урока.
Доклад о результатах мини-исследования по теме урока, подготовленный учащимися.
2. Этап первичной проверки понимания изученного.
Краткая запись основного тезиса и аргументов, развивающих главную мысль авторов мини-исследования.
Составить вопросы к материалам урока, используя следующие опорные словосочетания:
установите причины;
предположите закономерность;
приведите аргументы, подтверждающие мысль о том, что …
3. Этап закрепления и применения изученного.
Задания для учащихся «Проверь себя».
Письмо под диктовку текста, содержание которого связано с темой урока, например:
«В любом многонациональном государстве существует объективная необходимость выбора одного из наиболее развитых и распространенных языков для преодоления языкового барьера между гражданами, для поддержания нормального функционирования государства и всех его институтов, для создания благоприятных условий совместной деятельности представителей всех наций и народностей, для развития экономики, культуры, науки и искусства. Общий для всех язык межнационального общения обеспечивает каждому гражданину страны, независимо от национальности, возможность постоянного и многообразного контактирования с представителями других этнических групп.
Среди социальных факторов заметное место занимает роль в истории человечества того народа, язык которого выдвигается в качестве средства межнационального общения. Лучшие представители русского народа обогатили мировую науку и культуру выдающимися открытиями в различных областях науки и техники, незаурядными литературными, музыкальными и живописными произведениями, внесли огромный вклад в просвещение своего и других народов». (В. Н. Белоусов.)
Толкование отдельных слов и оборотов («объективная необходимость», «языковой барьер», «институты государства», «этнические группы»), комментирование орфограмм и пунктограмм.