Урок 5 ГЛАВНЫЕ И ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

0
511
алгоритмы

Ц е л ь: обобщить знания учащихся о главных и второстепенных членах предложения.

Х о д у р о к а

I. Орфографическая минутка.

Учащиеся под диктовку записывают слова:

Белить, прибежать, бельё, болезнь, голубок, гористый, грибник, грозовая, громыхать, дворцовый, голосище.

– Подчеркните «ошибкоопасные» места, проанализируйте их написание.

– Что объединяет эти слова? (Безударные гласные в корне, проверяемые ударением.)

Устно выполняется коллективная проверка.

II. Актуализация опорных знаний.

Н а д о с к е записаны пословицы.

Без не выловишь и из пруда.

Не красна , а красна .

Не спеши , а торопись .

Что написано , не вырубишь.

Учитель предлагает прочитать пословицы, вставляя подходящие по смыслу слова.

– Какие члены предложения пропущены? (Дополнения.)

– Спишите. Вставьте дополнения над их условными обозначениями, а сверху укажите падеж.

– Какие еще второстепенные члены предложения вы знаете? Что вы можете о них рассказать?

III. Закрепление изученного.

1. К о м м е н т и р о в а н н о е п и с ь м о.

Учитель диктует предложение, ученик, работающий у доски, проговаривает «ошибкоопасные» места, разбирает предложение по составу, используя карточки, составляет схему предложения:

()

Все учащиеся выполняют задания в тетрадях.

П р е д л о ж е н и я для коллективного письма:

· по пашне важно гуляли черные грачи.

· Потом мальчик напоил лосенка теплым молоком.

· К молодой липке быстро подлетела синичка.

· Еж накрылся сухими листьями в своей норке.

· Белка отыскала свою кладовую в старом дупле.

2. С а м о с т о я т е л ь н а я р а б о т а выполняется по заданиям трех уровней сложности (сильный, средний, слабый).

В а р и а н т I (для сильных учеников)

Составьте предложения по схемам, подчеркните главные и второстепенные члены предложения, надпишите части речи.

а)

б)

В а р и а н т II (средний уровень)

Допишите предложения, разберите по членам, надпишите части речи.

а)

б)

В а р и а н т III (для слабых учащихся)

Разберите предложения по членам, надпишите части речи.

а) Мы собирали грибы в сосновом лесу.

б) В жару мы купались в пруду.

IV. Итог урока.

– Какие трудности возникли при выполнении самостоятельной работы?

Домашнее задание: составьте и запишите предложения: 1) с обстоятельством; 2) с дополнением; 3) с определением.