Урок 47. Органы чувств. Регуляция деятельности организма

0
821

Цели урока: Познакомить учащихся с особенностями органов чувств жи­вотных из разных групп, сформировать представление об эволюции органов чувств; показать зависимость развития органов чувств от развития нервной системы животных.

Оборудование: Таблицы с изображением животных из разных групп.

Ход урока

Актуализация знаний

Биологический диктант.

Способность животных реагировать на раздражение

Нервная клетка называется ….

Короткие отростки нейрона называются ….

Длинные отростки нейрона называются ….

У гидры нервные клетки образуют нервную ….

Самый простой ответной реакцией на внешнее воздействие является………………………………………………..

Впервые нервные клетки появляются у….

У плоских червей скопление нервных клеток привело к образованию парных головных нервных узлов — ….

Головной мозг состоит из …. отделов.

Центр условных рефлексов в головном мозге – ….

Отдел мозга, отвечающий за координацию движения и за равновесие -….

Ответная реакция организма на воздействие внешней среды при уча­стии нервной системы называется…

Индивидуальный опрос

Что такое рефлекс? Какие виды рефлексов вы знаете?

Приведите примеры условных и безусловных рефлексов.

Каковы особенности нервной системы ланцетника?

Каковы особенности нервной системы птиц?

Что такое раздражимость? Приведите примеры реакции раздражимости у простейших.

Как шло эволюционное изменение нервной системы хордовых животных?

Изучение нового материала

Вступительное слово учителя.

Координированная деятельность организма основана на непрерывном притоке информации из внешней и внутренней среды.

Сведения об окружающем мире организм получает благодаря специальным чувствительным органам — нервным образованиям периферической части сен­сорной системы, воспринимающим и анализирующим раздражение. Благодаря органам чувств у организма осуществляется целостной восприятие окружающего мира. Наличие органов чувств позволяет животным получать различную инфор­мацию, реагировать на нее в зависимости от ее значения и определять характер собственных действий в данной ситуации. Благодаря органам чувств одновре­менно с детальным анализом предметов и явлений внешнего мира происходит непрерывный синтез различных ощущений. Благодаря этому и осуществляется целостное восприятие окружающего мира.

Наиболее распространенными органами чувств являются: зрение, слух, обоняние, осязание, равновесие, вкусовые ощущения.

У простейших имеются органоиды, выполняющие осязательную функ­цию. При этом амеба «чувствует» всей поверхностью клеточного тела, инфу­зория – только ресничками. У эвглены имеется светочувствительный глазок — стигма, примитивный орган зрения, способный различать только свет и тьму.