Дата……
День……
Как средиземнорсий краб или звезда морская,
Был выброшен водой последний материк.
К широкой Азии, к Америке приник,
Слабеет океан, Европу омывая.
Изрезаны ее живые берега,
И полуостровов воздушны изваянья;
Бискайи, Генуи ленивая дуга…
О. Э. Мандельштам
Цели урока: показать особенности географического положения и природы самого большого континента Земли; раскрыть закономерности развития и размещения основных компонентов природы; создать условия для самостоятельного учебного исследования основных черт природы и населения Евразии.
Средства обучения: глобус, карты атласа (физическая, строения земной коры, климатическая, климатических поясов и областей, почв, природных зон); образцы полезных ископаемых, гербарий, учебные картины и таблицы “Типы климата земного шара” с раздаточным дидактическим материалом, “Основные зональные типы почв земного шара”, “Растительный мир материков”, “Животный мир материков”; экранные пособия по теме урока.
Основные представления и понятия: материк, часть света, географическое положение, береговая линия, литосферная плита, платформа, складчатая область, климатические пояса, типы климата; современное оледенение, многолетняя мерзлота, широтная зональность и высотная поясность, природные зоны, природные и антропогенные комплексы; этнос, страна.
Номенклатура: основные объекты, характеризующие географическое положение материка, главные объекты природы материка, объекты Всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО.
Межпредметные связи: политическая карта Евразии в разные эпохи (история).
План урока (методы, приемы, формы учебной деятельности)
1. Евразия – величайший континент Земли
Рассказ учителя. Образное эмоциональное описание материка. Древние цивилизации. Из истории исследования.
Практическая работа. Определить географическое положение Евразии, сравнить с другими материками. Сделать вывод о влиянии географического положения на природу континента.
2. Рельеф и полезные ископаемые
Объяснение учителя. Сложная и длительная история формирования рельефа. Причины особого взаимного расположения равнин и гор. Влияние внешних сил на рельеф. Богатство материка месторождениями полезных ископаемых.
Практическая работа. Составить характеристику одной из форм рельефа (по выбору).
3. Климат и внутренние воды
Беседа. Актуализация опорных знаний: каковы особенности климата Евразии? в чем проявляется влияние на климат каждого из климатообразующих факторов? какие воздушные массы формируют погодные условия материка?
Задание. Составить характеристику климата одного-двух поясов. Сравнить климат Евразии с климатом Северной Америки. Сделать вывод.
Практическая работа. Провести анализ климатограмм, установить их соответствие типам климата, соотнести с областями материка.
Задание. Провести учебное исследование внутренних вод материка по тематическим картам. Выявить особенности питания и режима поверхностных вод. Составить таблицу, отражающую виды вод, питание, режим и хозяйственное использование.
4. Природные зоны Евразии.
Объяснение учителя. Причины особенностей размещения природных зон. Проявление широтной зональности и ее нарушения. Высотная поясность в горах материка.
Задание. Составить описание смены природных зон по меридиану 80° в.д. и по параллели 40° с.ш.
Практическая работа. Составить характеристику одной из зон (по выбору) с раскрытием связей между компонентами зоны.
5. Население и страны
Рассказ учителя. Разнообразный и сложный этнический состав населения материка. Неравномерность размещения населения. Этапы формирования политической карты.
Задание. Провести анализ карты народов и плотности населения, сравнить с другими материками. Сделать вывод.
Сообщения учащихся. Тема “Народы Евразии, особенности культуры и быта”.
Задание. Провести группировку стран Евразии по различным признакам.
Закрепление изученного
Сравните береговую линию Евразии с береговой линией других материков, сделайте вывод и объясните полученный результат.
В чем проявляется влияние на природу материка его географического положения и величины территории?
Объясните причины того, что осадочные и магматические полезные ископаемые на отдельных территориях Евразии размещены рядом друг с другом (например, на плоскогорье Декан, Восточно-Европейской равнине и др.).
Почему в умеренном и субтропическом климатических поясах выделяют несколько климатических областей?
Объясните ход изотермы 0° на климатической карте в пределах Евразии.
Климат каких поясов наиболее благоприятен для жизни и хозяйственной деятельности человека? Почему?
От каких причин зависит распределение внутренних вод на материке? Докажите примерами.
Определите черты сходства и различия в питании и режиме рек Тихого и Индийского океана.
Чем объяснить тот факт, что между реками бассейна Атлантического океана построено много судоходных каналов?
Почему степи расположены во внутренних районах материка?
Какие природные зоны изменены в результате хозяйственной деятельности людей?
Назовите самые большие по числу жителей страны Евразии. Покажите области с высокой плотностью населения и объясните причины.
Как изменилась политическая карта Евразии на грани XX и XXI вв.? Какие изменения могут еще произойти?
Домашнее задание (по выбору)
Творческие задания (по выбору)
Объявления и информация для учащихся
Комментарий к уроку
Работа учащихся на уроке (коллективная)
Работа учащихся на уроке (индивидуальная)
Материалы к следующему уроку