Урок 42. Сезонные явления в жизни птиц.Тема урока: Сезонные явления в жизни птиц.

0
698

Цель урока: Познакомить учащихся с сезонными явлениями в жизни птиц различных видов; сформировать знания о приспособленности птиц к сезон­ным явления в природе; активизировать познавательный интерес учащихся, продолжить формирование у них умений самостоятельно приобретать зна­ния, работать с дополнительной литературой; воспитывать бережное отноше­ние к природе.

Оборудование: Чучела птиц, таблица «Голубь», грампластинки «Голоса птиц в природе», диафильм «Гнездовой период в жизни птиц».

Ход урока

Организационный момент

Актуализация опорных знаний

Вопросы и задания для проверки знаний на обязательном уровне:

Какой тип оплодотворения характерен для птиц?

Каково значение желтка, белка, расположенных в скорлупе пор в жизни развивающегося в яйце зародыша?

Какие условия необходимы для развития зародыша в яйце птицы?

Почему не рекомендуют мыть яйца, предназначенные для длительного хранения?

Известковая скорлупа свежеотложенного яйца гораздо толще и прочнее скорлупы яйца с развившимся в нем птенцом. С чем это связано?

Желток всегда находится в центре яйца и может поворачиваться вокруг продольной оси. При этом зародышбвый диск всякий раз бывает обра­щенным кверху. Каким образом обеспечивается в яйце статичное поло­жение желтка?

Вопросы и задания повышенного уровня:

Чем сходны и чем различаются яйца птицы и пресмыкающегося?

Какие особенности зародыша птиц указывают на их происхождение от водн ых жи both ых?

При просмотре на просвет собранных в течение месяца куриных яиц можно заметить, что в некоторых яйцах воздушные камеры небольшие, а в некоторых сильно увеличены. Как можно объяснить такое явление?

Птицы откладывают яйца по одному в течение нескольких суток, а птенцы выводятся почти одновременно (в течение суток). Почему так происходит?

Вы решили сделать инкубатор и вывести цыплят. Положили в инкуба­тор яйца, поддерживаете в нем необходимую температуру и влажность воздуха. Прошло время (21-е, 22-е сутки), а цыплята не выводятся. По­смотрим яйца на просвет: оказалось, что они испортились. Какие усло­вия для развития зародыша не были созданы в инкубаторе?

Изучение новой темы

Жизнь птиц осуществляется ритмически и связана с изменением их обме­на веществ, поведения и др. Годовой жизненный ритм их складывается из ряда биологических периодов, в каждом из которых преимущественное зна­чение имеет то или иное биологическое явление: спаривание, инкубация, линька, миграция. Гнездование — это период размножения у птиц, который сопровождается рядом последовательных жизненных явлений: токование, образование пар и занятие гнездового участка, постройка гнезда и воспитания птенцов. С этим периодом жизни птиц мы познакомимся при просмотре диа­фильма «Гнездовой период в жизни птиц». После диафильма вам предстоит ответить на следующие вопросы:

Каково биологическое значение токования, «брачных» нарядов и риту­альных танцев в жизни птиц?

Что служит строительным материалом для постройки гнезд птицам?

Какие типы гнезд существуют у птиц?

Материал диафильма можно дополнить сообщениями учащихся о песнях птиц, прослушиванием записей пения птиц, обитающих в данной местности.

После окончания гнездового периода, наступает период линьки. У каждо­го вида птиц линька идет в определенной последовательности и в определен­ное время. У большинства птиц идет постепенная смена маховых перьев и птицы, благодаря этому, имеют возможность летать круглый год. Но у гусеоб­разных, фламинго, гагар маховые перья выпадают почти одновременно; на некоторое время птицы теряют способность летать и вынуждены прятаться в укромных местах (утки — около 20 дней, лебеди — около 50 дней). После того, как птицы перелиняли, в их жизни наступает новый период: они начинают го­товится к осеннему отлету. Птицы набираются сил на далекий перелет к мес­там зимовок. Регулярные сезонные передвижения птиц с мест гнездовий в область зимовок и обратно называют сезонными миграциями, или перелета­ми. Например, кукушки размножаются в Европе, а зимовать отлетают на Аф­риканское побережье Средиземного моря. На южные берега Средиземного моря улетают кряква, гуси, лебеди, скворцы, дрозды. Этих птиц называют пе­релетными. Все остальные птицы относятся к оседлым или кочующим. Осед­лыми называют тех птиц, которые проводят зиму и лето примерно в одном и том же месте. К ним относят глухаря, галок, воробьев, ворон и других. Кочующие птицы перемещаются в поисках пищи постоянно, не имеют постоянных мест зимовок. Кочевки и перелеты — это форма приспособления птиц к перенесению неблагоприятных условий.

Учеными-орнитологами изучается перемещение перелетных птиц, места их зимовок, области пролета и места линек. Это очень важно, так как охрана птиц не может ограничиваться только одним каким-нибудь участком. К ос­новным методам изучения относится кольцевание птиц. Для этого использу­ются специальные алюминиевые кольца, на которых указан номер и центр кольцевания. Найденное кольцо необходимо выслать в центр кольцевания с указанием места и даты его нахождения. Кроме кольцевания используются визуальные и радиолокационные методы наблюдения.

Организуется самостоятельная работа по § 57.

Общие выводы, заключение

Годовой цикл птиц складывается из периодов спаривания, инкубации, линьки и миграции. Сезонные миграции птиц — это форма приспособленнос­ти птиц к перенесению неблагоприятных условий в местах гнездовий.

Закрепление

О Расположите в последовательном порядке сезонные явления, харак­терные для большинства птиц: подготовка к размножению, линька, под­готовка к зиме, размножение, зимовка.

О Известно, что большинство птиц строят гнезда весной. Световой день становится длиннее, погода теплее, насекомоядные виды в это время имеют больше пищи. Подумайте, почему зерноядные птицы тоже гнез­дятся весной.

О Яйца гагарок заменили картофелинами, но птицы насиживают их столько времени, сколько это нужно для появления птенцов. Почему?

Домашнее задание

§ 57, ответить на вопросы после параграфа.

Индивидуальное задание: сообщение «Гоацин».