Цель: познакомить учащихся с жизнью и творчеством С. Есенина, показать красоту поэзии С. Есенина; прививать любовь к поэзии; учить видеть сравнения, метафоры в стихотворениях.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
Физкультминутка
III. Изучение нового материала.
1. Сообщение темы, целей.
– Сегодня мы с вами познакомимся с творчеством удивительного поэта, который безгранично любил свою родину – Россию. Сергей Есенин.
Учитель показывает портрет поэта.
– Каким вы представляете себе Сергея Есенина?
– Сергей Александрович родился в селе Константиново Рязанской губернии (области). Рос он очень непоседливым ребенком: рано научился плавать, лазал по деревьям, частенько дрался, ему не было и четырех лет, когда он научился скакать на лошади. Есенин очень рано начал писать стихи (ему было 9 лет). Все его стихи о природе, о Родине, о нем самом или о близких ему людях.
2. Работа над стихотворением «Береза».
1) Учитель читает стихотворение (лучше на фоне музыки).
– Что представили, слушая стихотворение?
– Как вы понимаете слова кисти, кайма, бахрома? (Словарная работа.)
– С каким настроением нужно читать стихотворение?
– Прочитайте друг другу (в парах).
2) Слушание чтения нескольких учащихся.
3. Работа над стихотворением «Поет зима – аукает».
1) Самостоятельное чтение стихотворения.
– Какую зиму изображает С. Есенин?
– Какое настроение у вас вызывает стихотворение? Почему?
2) Работа над выразительным чтением.
IV. Итог урока.
Домашнее задание: выучить наизусть одно из стихотворений, ответить на вопросы (с. 197).