Задачи: предъявить знания о местном, поясном, декретном и летнем времени, понятие «часовые пояса»; сформировать умения определять по карте часовых поясов поясное время для различных пунктов, разницу в поясном времени территорий; научить объяснять причины различий во времени на территории России; показать важное практическое значение знаний о времени и умении его правильно определять.
Ход урока
I. Проверка знаний и умений по теме «Моря, омывающие территорию России».
Возможные варианты проверки:
На контурной карте цифрами отмечены объекты из списка номенклатуры (10 шт.). Необходимо определить, какие это объекты.
Фронтальная беседа по закреплению знаний предыдущего урока.
Географический диктант. Учащиеся должны определить, морям какого бассейна принадлежит характеристика (один и тот же признак может быть типичен для нескольких бассейнов).
Главные признаки морей:
Мелководны.
Глубоководны.
Материкового происхождения.
Заполняют прогибы земной коры.
Сложная сейсмическая обстановка.
Малозамерзающие.
Замерзают на 4 и более месяцев.
Опреснены реками.
Почти не опреснены реками.
Окраинные.
Внутренние.
Используются как дешевый транспортный путь.
Богатые биологические ресурсы.
Курорты и здравницы.
Энергия приливов и отливов.
Ответы:
Северный Ледовитый океан |
Тихий океан |
Атлантический океан |
Внутренний бессточный бассейн |
1, 3, 7, 8, 10, 12, 15. |
2, 4, 5, 6, 9, 10, 12, 13. |
1, 3, 4, 6, 8, 11, 12, 14. |
1, 3, 6, 9, 11, 13. |
4. Письменная проверочная работа. |
Вариант 1
Перечислите моря бассейна Тихого океана.
Назовите пять крупных полуостровов России.
Почему порты Петербург и Магадан, расположенные на 60° с. ш., замерзают, а порт Мурманск, расположенный на 69° с. ш., – нет?
В какое море впадает река Северная Двина? Какой порт расположен в её устье?
Какими морскими ресурсами богата Россия?
Вариант 2
Перечислите моря бассейна Атлантического океана.
Назовите пять крупных островов (архипелагов) России.
Почему моря Тихого океана значительно глубже морей Северного Ледовитого?
В какое море впадает река Западная Двина? Какой порт расположен в её устье?
От чего следует беречь и охранять моря России?
Получение новых знаний.
Изучение темы следует начать с проверки у учащихся знаний о причинах смены дня и ночи на Земле, предложив следующие задания:
Вспомните из курса природоведения, что такое суточное вращение Земли?
Приведите доказательства суточного вращения Земли, пользуясь личными наблюдениями и глобусом.
Покажите на глобусе, в каком направлении вращается Земля и объясните, как перемещается освещенность Солнцем по поверхности Земли.
Демонстрация с глобусом убеждает учащихся в том, что на разных меридианах в один и тот же момент бывает разное время суток. Например, если на нулевом меридиане полдень, то в это же время на 180-м меридиане полночь, на меридиане 90° в, д. вечер, а на 90° з. д. утро. На основании опыта с глобусом учитель подводит учащихся к выводам: сутки начинаются одновременно на всем меридиане; каждый меридиан имеет свое местное время; местное время зависит от географической долготы. Таким образом учитель формирует у учащихся понятие «местное время».
Местное время – это время, определяемое для данного места на Земле; оно зависит от географической долготы и одинаково для всех точек на одном меридиане.
Учащиеся записывают определение в тетрадь.
Учитель. Но меридианов можно провести много, а как же быть со временем? В практической жизни обычно не пользуются местным временем из-за значительных различий во времени даже между соседними пунктами. Как создать единую систему отсчета времени? Оказалось удобным разделить земной шар по меридианам на 24 пояса. Ведь Земля за сутки совершает оборот на 360°, а за час – на 15°. Если разделить территорию земного шара на 24 пояса по 15° каждый, то время в каждом поясе будет отличаться от соседнего на 1 час. Так, еще в XIX в. было введено поясное время.
Поясное время – это время в пределах одного часового пояса. Условились считать время по тому меридиану, который проходит посередине.
За нулевой принят часовой пояс, по середине которого проходит меридиан Гринвичской обсерватории. Этот же пояс служит 24-м. Счет часовых поясов ведется с запада на восток. Границы часовых поясов не всегда проходят строго по меридианам; они проведены с учетом административных границ, чтобы та или иная административная единица была в одном часовом поясе.
Вопросы и задания.
Рассмотрите карту часовых поясов.
Учащиеся совместно с учителем анализируют карту часовых поясов и формируют умение определять поясное время на территории России.
В каких часовых поясах находится территория России? (Со II по XII пояс. II пояс – московский, XI и XII пояса объединены в один, значит, всего у нас в стране 10 часовых поясов.)
Чтобы у учащихся не было путаницы в исчислении времени, им следует напомнить, что в нашей стране раньше всего наступает Новый год на Чукотке, т. е. чем восточнее территория, тем раньше на ней начинаются сутки. И от любого пояса к востоку время будет больше, а к западу меньше.
Определите, в каких часовых поясах находятся города Санкт- Петербург, Екатеринбург, Владивосток, Иркутск.
В каком часовом поясе находится город, в котором вы живете? Как различается его поясное время по сравнению с Москвой? С Анадырем?
Определите поясное время Хабаровска, если в Челябинске 7 часов.
Необходимо познакомить учащихся с соответствующими приемами учебной работы:
По карте часовых поясов определить, в каких часовых поясах находятся города (Хабаровск – в IX, а Челябинск – в IV часовом поясе).
Определить, на сколько часов различается поясное время этих городов (9-4 = 5 ч.).
Высчитать поясное время Хабаровска, если в Челябинске 7 часов (Хабаровск находится восточнее Челябинска, значит, там время идет вперед, поэтому 7 ч + 5 ч = 12 ч). Следовательно, если в Челябинске 7 часов, то поясное время Хабаровска – 12 часов.
Определите поясное время на Камчатке, если в вашем городе 10 часов.
Город К. расположен в V часовом поясе. В каком часовом поясе будет находиться город М., если разница во времени между ними 3 часа?
Достаточно сложный вопрос для учащихся – линия перемены дат.
Учитель: Линия перемены дат проведена по 180-му меридиану.
Именно от него и начинаются каждые новые сутки.
«Остров Ратманова и остров Крузенштерна разделены узенькой полоской ледяной арктической воды.
Но ведь именно здесь, между этими двумя небольшими островами, почти затерянными в водных просторах, и пролегает незримая граница, которая разделяет не континенты, не страны – она отделяет Сегодня от Вчера и Завтра от Сегодня.
Время идет с востока на запад. И если на острове Ратманова наступил новый день, то на острове Крузенштерна еще царит день вчерашний. ‘
Рожденному дню предстоит обежать весь земной шар, чтобы вновь возвратиться на крохотный островок в Беринговом проливе. А в мгновение прихода Сегодня на американский островок на российском острове Ратманова уже будет Завтра».
(Хрестоматия.)
Если мы вместе с Землей движемся с запада на восток, то, пересекая линию перемены дат, мы должны считать одни и те же сутки два раза, т. е. мы попадаем во «вчерашний» день и можем иметь, к примеру, два праздничных дня, например, 1 января. Но если мы в этот же праздничный день пересекаем линию перемены дат с востока на запад, то мы должны пропустить один день и, таким образом, вовсе лишаемся праздника.
Следующий этап урока – характеристика декретного времени и формирование представления о «летнем времени».
Учитель. В 1930 году в нашей стране специальным постановлением (декретом) поясное время было переведено на один час вперед. Это было сделано с целью более полного использования дневного света в течение рабочего дня и экономии электроэнергии. По московскому декретному времени работает весь транспорт и все средства связи России для удобства отсчета времени и избежания путаницы в связи с большим количеством часовых поясов.
В 1981 году в нашей стране введено еще и летнее время. Ежегодно в последнее воскресенье марта стрелка часов переводится на один час вперед по сравнению с поясным и декретным временем. А в последнее воскресенье октября стрелка часов возвращается обратно, т. е. переводится на час назад. Это сделано также для более полного использования дневного освещения и экономии электроэнергии.
Закрепление материала.
С целью закрепления полученных новых знаний учащиеся выполняют практическую работу № 2 (задания 1-4 на с. 36-37 в рабочей тетради).
Подведение итогов урока.
Домашнее задание: § 3, выполнить задания 2, 3 на с. 7-8 в рабочей тетради.