Цель : углубить представление о значении потенциальных возможностях человека и о важности их развития.
Задачи :
– раскрытие роли созидательной активности человека в познании своих возможностей;
– развитие потребности в раскрытии своих возможностей;
– воспитание веры в свои силы.
Круг радости
Учитель приветствует учащихся словами В. Некрасова:
Всё может человек, всё может:
Создать, проникнуть, покорить…
Путь наш к вершине очень сложен.
Но нужно просто смелым быть.
Быть трепетным, великодушным,
Весёлым, ярким, как звезда.
Любовью жить не миг единый –
Сроднить с ней сердце навсегда.
Беседа
Цель беседы – продолжить разговор о возможностях человека, но рассмотреть их в ракурсе экстремальных ситуаций. Опираясь на свои личные представления, учащиеся в рассуждениях должны прийти к выводу о том, что экстремальные ситуации требуют от человека мобилизации имеющихся возможностей, раскрытие которых невозможно без веры в свои силы.
В беседе представлены вопросы, ответы на которые помогут учителю выявить уровень представлений учащихся о понятии «экстремальные ситуации».
1. Как вы понимаете смысл словосочетания «экстремальные ситуации»?
2. Может ли человек предотвратить возникновение экстремальных ситуаций? Почему?
3. Как следует вести себя в случае возникновения экстремальной ситуации?
Чтение
В рассказе «Последний дюйм» речь идёт о способности человека преодолевать опасность, бороться с трудностями. Перед началом чтения учитель предлагает обратить внимание на действия Дэви в сложившейся экстремальной ситуации.
Последний дюйм
Джеймс Олдридж
Долго взбирались они по склону; Дэви тащил, а Бен отталкивался пятками, поминутно теряя сознание и медленно приходя в себя. Два раза он срывался вниз, но наконец они добрались до самолета; ему даже хотелось сесть, прислонившись к хвостовой части машины, и оглядеться. Но сидеть было сущим адом, а обмороки все учащались.
– Как дела? – спросил он мальчика. Тот задыхался, изнемогая от напряжения. – Ты, видно, совсем измучился.
– Нет! – крикнул Дэви с яростью. – Я не устал.
Тон его удивил Бена: он никогда не слышал в голосе мальчика ни протеста, ни тем более ярости. Оказывается, лицо сына могло скрывать эти чувства. Неужели можно жить годами с сыном и не разглядеть его лица? Но сейчас он не мог позволить себе раздумывать об этом. Сейчас он был в полном сознании, но от приступов боли захватывало дух. Шок проходил. Правда, он совсем ослабел. Он чувствовал, как из левой руки сочится кровь, но не мог шевельнуть ни рукой, ни ногой, ни даже пальцем. Дэви самому придется поднять самолет в воздух, вести его и посадить на землю.
– Теперь, – сказал он, с трудом ворочая пересохшим языком, – надо навалить камней у дверцы самолета. Если навалить их побольше, ты как-нибудь сумеешь втащить меня в кабину. Возьми камни из-под колес.
Дэви сразу принялся за дело, он стал складывать обломки кораллов у левой дверцы – со стороны сидения пилота…
– Мы не сможем лететь, – сказал мальчик. – Ты не сможешь вести самолет. Лучше и не пытаться.
– Ах, – сказал Бен с той нарочитой мягкостью, от которой ему становилось еще грустнее. – Ветер сам отнесет нас домой.
Ветер мог отнести их куда угодно, только не домой, а если он задует слишком сильно, они не увидят под собой ни посадочных знаков, ни аэродрома – ничего.
– Обвяжи мне грудь полотенцем, лезь в самолет, тащи, а буду отталкиваться ногами.
Бен с трудом вполз в машину, согнувшись пополам, теряя сознание. Потом он попытался сказать мальчику, что надо делать, но не смог произнести ни слова. Мальчика охватил страх. Повернув к нему голову, Бен почувствовал это и сделал еще одно усилие…
– Запоминай все, что я тебе скажу. Запри свою дверцу…
Он снова ушел далеко, далеко, а потом вернулся.
– Придется тебе взяться за дело самому, Дэви. Ничего не поделаешь. Слушай. Колеса свободны?
– Да, я убрал все камни.
Дэви сидел, стиснув зубы.
– Вот что надо делать, Дэви. Передвинь рычаг газа на дюйм, не больше. Сразу. Сейчас. Поставь всю ступню на педаль. Хорошо. Молодец! Теперь поверни черный выключатель возле меня. Отлично. Теперь нажми вон ту кнопку, а когда мотор заработает, передвинь рычаг газа еще немного. Стой! Поставь ногу на левую педаль. Когда мотор заработает, дай полный газ и развернись против ветра. Слышишь?
– Это я могу, – сказал мальчик, и Бену показалось, что он услышал в голосе сына резкую нотку нетерпения, чем-то напоминавшую собственный голос.
– Здорово дует ветер, – добавил мальчик. – Слишком сильно, это мне не нравится.
– Когда будешь выруливать против ветра, отдай вперед ручку. Начинай! Запускай мотор… Слушай дальше. Это совсем просто. Тяни ручку на себя и держи ее посередине. Если машина будет подскакивать, ничего. Замедли ход и держи прямо. Держи ее против ветра, не бери ручку на себя, пока я не скажу. Действуй, не бойся ветра…
Мальчик послушно держал ручку и не дергал ее к себе: они с трудом перевалились через дюны, и Бен понял, что от мальчика потребовалось немало мужества, чтобы от страха не рвануть ручку. Резкий порыв ветра уверенно подхватил самолет, но затем он провалился в яму, и Бену стало мучительно плохо.
– Поднимись на три тысячи футов, там будет спокойнее, – крикнул он.
Ему следовало растолковать сыну все до старта: ведь теперь Дэну трудно будет его услышать.
Даже в забытьи Бен слышал, как тяжело дышит и вот-вот сдаст мотор.
– Что-то случилось! – кричал Дэви. – Слушай, очнись!
– Подыми рычаг смеси.
Дэви не понял, что нужно сделать, а Бен не сумел ему это вовремя подсказать. Он неуклюже повернул голову, поддел щекой и подбородком рукоятку и приподнял ее на дюйм. Он услышал, как мотор чихнул, дал выхлоп и снова заработал.
Оставшись один на высоте в три тысячи футов, Дэви решил, что никогда больше не сможет плакать. У него на всю жизнь высохли слезы.
Только однажды за свои десять лет он похвастался, что отец его – летчик. Но он помнил все, что отец рассказал ему об этом самолете, и догадывался о многом, чего отец не говорил.
Бену казалось, что от толчков его тело пронзают и разрывают на части ледяные стрелы; во рту пересохло, он медленно приходил в себя. Взглянув вверх, увидел пыль, а над ней тусклое небо.
– Дэви! Что случилось? Что ты делаешь? – закричал он сердито.
– Мы почти прилетели, – сказал Дэви. – Но ветер поднялся выше, и уже темнеет.
– Что ты видишь? – спросил отец.
– Аэродромы и здания Каира. Вон большой аэродром, куда приходят пассажирские самолеты.
Качка и толчки оборвали слова мальчика.
– Не теряй из виду аэродром! – крикнул Бен сквозь приступ боли.
– Самолет не хочет идти вниз, – сказал Дэви, глаза его расширились и, казалось, занимали теперь все лицо.
– Выключи мотор.
– Выключал, но ничего не получается. Не могу опустить руку.
– Потяни рукоятку, – сказал Бен, подняв голову вверх, где была рукоятка.
Дэви пришлось привстать, чтобы дотянуться до рукоятки на колесе и сдвинуть ее вперед. Нос самолета опустился, и машина перешла в пике.
– Выключи мотор! – крикнул Бен.
Дэви убрал газ, и ветер стал с силой подбрасывать самолет вверх и вниз.
Поднять самолет в воздух и вести его не так трудно. Посадить же на землю – вот задача. Бен приподнял насколько смог голову и увидел, как приближается земля.
– Левей! – крикнул он. – Все в порядке, Дэви. Ты справишься. Жми ручку вниз.
– Я врежусь в самолет.
Бен с усилием открыл глаза и кинул взгляд поверх носа машины, качавшейся вверх и вниз; до большого «ДС-4» оставалось всего двести футов, он преграждал им путь, но шел с такой скоростью, что они должны были разминуться. Да, они разминутся. Бен чувствовал, что Дэви в ужасе потянул ручку на себя.
– Нельзя! – крикнул он. – Гни ее вниз…
Нос самолета задрался, и они потеряли скорость. Если потерять скорость на такой высоте, да еще при таком ветре, их разнесет в щепы. Бен знал, что приближается последний дюйм и все в руках у мальчика…
Оставалась минута до посадки.
– Шесть дюймов! – кричал Дэви отец; язык его словно распух от напряжения и боли, а из глаз текли горячие слезы. – Шесть дюймов, Дэви!… Стой! Еще рано, еще рано… – плакал он.
На последнем дюйме, отделявшем их от земли, он все-таки потерял самообладание; им овладел страх, он не мог больше ни говорить, ни кричать, ни плакать… Вдруг он ощутил, что слегка приподнялся нос самолета, услышал громкий рев еще не заглохшего мотора, почувствовал, как, ударившись колесами о землю, самолет мягко подскочил в воздух, и настало томительное ожидание. Но вот хвост и колеса коснулись земли – это был последний дюйм. Ветер закружил самолет, он забуксовал и описал на земле круг, а потом замер, и наступила тишина.
Ах, какая тишина и покой! Он слышал их, чувствовал всем своим существом, он вдруг понял, что выживет, – он так боялся умереть и совсем не хотел сдаваться.
– Ну как, Дэви! – робко спросил отец сына. – Здорово было, а?
Дэви кивнул. Бен знал: мальчуган вовсе не думает, что было здорово, но придет время, и он поймет. Когда-нибудь мальчик поймет, как было здорово. К этому стоило приложить руки.
Им обоим нужно время. Ему, Бену, теперь понадобится вся жизнь, вся жизнь, которую подарил ему мальчик.
§ В какую экстремальную ситуацию попали Бен и Дэви?
§ Какие качества помогли Дэви справиться в сложившейся ситуации?
§ Как вы думаете, какие открытия сделал Бен в Дэви?
Анализируя ответы учащихся на вопросы, учителю важно подчеркнуть, что победа Дэви в сложившейся ситуации не случайность, а проявление твердости характера, умения действовать решительно, внимательного отношения к советам отца. Успеху способствовала и вера Бена в своего сына.
Резюме
Учащиеся читают текст в рубрике «Обращаем внимание».
Каждый человек в силу различных обстоятельств может оказаться в трудных ситуациях. В такой момент человек остался один, важно правильно распределить свои силы, не терять надежду и веру в успех. Помните: всегда есть выход из любых, даже очень сложных обстоятельств.
Учитель поясняет, что умение найти выход в экстремальной ситуации является проявлением возможностей человека. Однако победителями оказываются только по-настоящему сильные духом, решительные люди, с детства воспитывающие свой характер.
Задание
Учитель предлагает задание для творческой деятельности.
Напишите рассказ о человеке, который попал в трудную ситуацию и вышел из неё победителем. Нарисуйте иллюстрацию к рассказу.
Процесс выполнения задания поможет учащимся осмыслить изученное на уроке и по-новому посмотреть на возможности человека. Желающим предоставляется возможность презентовать результаты. Вместе с тем, можно организовать выставку иллюстраций к рассказам, а самые лучшие сочинения опубликовать в школьной газете.
Круг «От сердца к сердцу»
При наличии фонограммы песня исполняется под музыку. В случае отсутствия таковой можно предложить прочитать стихотворный текст нескольким учащимся.
Не бойся быть отважным!
Сл. Г. Остера
Муз. Г. Гладкова
Запомни это навсегда:
В себя поверить важно.
Не сомневайся никогда,
Не бойся быть отважным!
Припев:
А если сомневаешься,
Но сделать не решаешься,
То надо же, то надо же
Когда-нибудь начать!
Припев.
Давай! Не надо мучиться!
Попробуй – и получится,
А если не получится,
Попробуешь опять!
Припев.
Давным-давно мечтаешь, но
Не пробовал ни разу.
Давай, решайся – решено,
Берись за дело сразу!