Урок 39. Проблемы АПК и пути их решения

0
735
текстуры

Цели: Обсудить проблемы агропромышленного комплекса, научить учащихся принимать участие в дискуссии, аргументированно выступать, слушать выступления других. Закрепить знания о составе, размещении АПК.

Оборудование: Карты «Агроклиматические ресурсы», «Сельское хозяйство», «Растениеводство», «Животноводство», таблица «Мелиорация и ее виды», статисти­ческие данные, карточки с проблемами АПК на группу.

Ход урока

Организационный момент

Учитель раздает на группы учащихся карточки. На карточке указана проблема АПК. В течение 7-10 минут учащиеся обсуждают проблему в группе. Намечают возможные пути решения проблемы. Готовят аргументированный ответ, решение проблемы, свою точку зрения. Она может быть правильной или неправильной.

Каждая группа получает по 5 жетонов одного цвета. Например, 1 группа – 5 красных жетонов, 2 группа – 5 синих жетонов, 3 группа – 5 желтых жетонов, 4 груп­па-5 зеленых жетонов и т. п.

За обсуждение проблем других групп, за участие в дискуссии группа получает жетон от той группы, в обсуждении проблемы которой она принимала участие. В конце урока жетоны у групп должны быть разные. Наличие жетонов изначального цвета говорит о том, что группа не принимала участие в дискуссии, а только обсуди­ла свою проблему.

Дискуссия

Карточка № 1

Вопрос: Многие годы из села уезжали молодые люди, многие из которых посту­пали в высшие учебные заведения, техникумы, училища. Отбор трудовых ресурсов шел не в пользу села. В то же время хозяйство крестьянина многогранное, предъяв­ляет к хозяину высокие требования.

В 1924 году были сформулированы качества, которые необходимы человеку, ве­дущему крестьянское хозяйство:

Здоровье.

Сила и привычка к систематической работе в любое время года.

Способность предвидеть, какие части хозяйства нужно непрерывно улучшать.

Умение разбираться, что существенно и несущественно, чем лучше заняться в настоящее время, а что пока отложить.

Знание культурных растений данной местности, животных, почвы, погоды.

Сотрудничество с соседями.

Задание: Обсудите указанные качества, какие еще качества необходимы чело­веку, ведущему крестьянское хозяйство (фермеру) и почему?

Каряючка № 2

Вопрос: Министр царского правительства, великий реформатор П. А. Столыпин счи­тал, что «.. .не беспорядочная раздача земли, не успокоение бунта подачками – бунт по­гашается силой, а признание неприкосновенности частной собственности и, как послед­ствие, отсюда вытекающее, создание мелкой личной земельной собственности».

Задание: Что вы думаете по поводу продажи и покупки земли в частную собст­венность? Не может ли оказаться, что люди, имеющие крупные суммы денег, бу­дут владельцами земель колхозов и совхозов, а крестьяне превратятся в батраков, ведь денег на выкуп земли у крестьян нет?


Другая сторона проблемы: земли могут быть использованы не для производства сельскохозяйственной продукции, а, например, для строительства полигона для захоронения опасных отходов, для строительства развлекательных учреждений.

Карточка № 3

Вопрос: К началу 1998 года в России было зарегистрировано 274 тысячи фер­мерских хозяйств при среднем размере одного хозяйства 48 га. Они дали государст­ву всего 2% сельскохозяйственной продукции.

Задание: Почему так мал процент производства сельскохозяйственной продук­ции фермерами России? В какой природной зоне фермеры имеют больше шансов на существование? Почему? Какие проблемы развития фермерства вы можете на­звать? Дайте прогноз развития фермерства в России?

Карточка Ms 4

Вопрос: За последние годы (90-е годы 20 века и начало 21 века) в сельском хо­зяйстве России доля государственного сектора снизилась до 12%. Более 50% про­дукции сельского хозяйства производится в индивидуальных хозяйствах. Например, картофель – 90%, овощи – 77%. Фермерские хозяйства дают 2% сельскохозяйствен­ной продукции России.

В 1990 году убыточные хозяйства составляли 3-5%, а сейчас почти 90%. При­быльные хозяйства только в Ставрополье, Башкирии и Краснодарском крае. Многие земли в Нечерноземье не обрабатываются.

Задание: Подумайте, может быть, не стоит развивать сельское хозяйство в России, а перейти на импортное продовольствие? Или пусть каждый горожанин сам выращивает на садово-огородных участках сельхозпродукцию? Каково ваше мнение?

Карточка № 5

Вопрос: Вы решили заняться фермерской деятельностью. Приобрели землю для сельскохозяйственного использования около города.

Задание: Какой сельскохозяйственной деятельностью вы будете заниматься (какие культуры выращивать, какие виды домашних животных будете разводить) и почему? Составьте бизнес-план развития своего хозяйства.

Карточка № 6

Вопрос: Экологически чистые продукты питания всегда дорогие, производить их выгодно во всем мире.

Задание: Что бы вы предприняли по производству экологически чистой сельско­хозяйственной продукции?

Учащиеся могут работать с дублерами, т. е. одну проблему обсуждают две груп­пы. Мнения могут быть разными. При появлении абсурдных мнений в дискуссию вступает учитель.

Домашнее задание

По уч. Д.: §31-32.

По уч. А.: §34-35.

Составить 10 вопросов по теме «АПК» (дать ответы на вопросы).

Дать определения терминов, встречающихся в теме «АПК» (мелиорация, поле­водство, сельскохозяйственные угодья, АПК, технические культуры), рентабельность.

Опережающее задание

Подготовить сообщения по теме:

Пищевая промышленность.

Легкая промышленность.