Урок 39. Дыхание, его значение. Строение и функции дыхания

0
830

Цель урока: раскрыть сущность дыхания, его роль в обмене веществ и превраще­ниях энергии в организме человека; строение органов дыхания в связи с их фун­кциями, процесс образования голоса, меры профилактики заболевания голосовых связок.

Оборудование: Модель гортани, таблицы «Органы дыхания», «Гортань и органы полости рта при дыхании и глотании», таблица из курса общей биологии «Аромор- фоз у животных»

Ход урока

Организационный момент И. Письменный опрос (10-12 минут)

вариант

Почему так долго не останавливаясь и без заметного утомления может рабо­тать сердце? Обосновать ответ, используя знания о сердечном цикле.

Нарисовать строение эритроцита и лейкоцита, надписать названия их час­тей.

вариант

Что такое автоматия сердца? Как регулируется работа сердца?

Нарисовать цветными карандашами схему малого круга кровообращения, изобразив стенки сердца и сосуды одной линией. Написать названия отделов сердца, сосудов, стрелками показать направление движения крови.

вариант

Нарисовать цветными карандашами схему большого круга кровообращения, изобразив стенки сердца и сосудов одной линией. Надписать название сосу­дов, отделов сердца, стрелками показать направление движения крови.

Охарактеризовать вредное влияние алкоголя и никотина на сердце и сердеч- но-сосудистую систему.

вариант

Нарисовать схему строения сердца, подписать названия отделов, сосудов, клапанов, стрелками показать направление движения крови внутри отделов сердца.

Какая физическая (гидродинамическая) причина заставляет кровь течь по сосудам?

Актуализация опорных знаний

Учащиеся делятся на 3 группы, каждая из которых получает индивидуальное за­дание или задачу.

Задана I. Без пищи и без воды животное и человек могут жить несколько дней, а без воздуха никто не может жить даже десяти минут. Объясните: а) почему без воз­духа, без дыхания человек жить не может; б) в чем заключается функция органов дыхания.


Задана II. Представьте себе молекулу атмосферного кислорода, проникающую при вдохе в легкие. Проследите мысленно, какой путь пройдет с воздухом эта мо­лекула от ноздрей до легких. Из перечня органов тела человека (правая колонка) выберите все части воздухоносного пути и соедините их линиями. (Вторая половина задания выполняется на доске.)

Задание III. Используя знания, полученные при изучении курса «животные», а также таблицу «Ароморфозы животных», вспомните и расскажите у каких живот­ных впервые появляются органы дыхания? Какие эволюционные преобразования произошли в дыхательных системах позвоночных животных?

Учащиеся отмечают роль дыхательной системы в осуществлении газообмена меж­ду организмом и окружающей средой.

Указывают на то, что многие беспозвоночные (губки, плоские черви) не имеют специализированных органов дыхания и дышат всей поверхностью тела. У боль­шинства насекомых появляется своеобразная дыхательная система – трахейная. Рыбы дышат с помощью жабр, жабры есть и у кольчатых морских червей. С перехо­дом животных к наземному образу жизни дыхательная система усложняется. Земно­водные дышат и кожей, и легкими, которые имеют сравнительно простое строение. Легкие пресмыкающихся, птиц и млекопитающих имеют более сложное строение. ГУ. Изучение новой темы

«Пока дышу, надеюсь» (Dum spiro, spero) – римский поэт Овидий

Эта фраза стала эпиграфом к нашему уроку, т.к. дыхание – самая драгоценная и оберегаемая «ниточка», от которой зависит наше земное существование.

2» Различают внешнее дыхание – это совокупность процессов, обеспечивающих поступление в организм кислорода и удаление углекислого газа. Внешнее дыхание осуществляется с помощью дыхательной системы у млекопитающих, птиц, пресмы­кающихся и других животных.

<£> Клеточное (или тканевое дыхание) – использование кислорода клетками и тка­нями для окисления органических веществ с выделением энергии, необходимой для жизнедеятельности клеток.

Функция дыхательной системы человека сводится к тому, чтобы снабжать кровь достаточным количеством кислорода и удалять из нее углекислый газ.

При нормальном дыхании человек дышит через нос. Азачем человеку нос? Подобно глазам, губам, ресницам нос, как бы критически к нему не относиться, – украшение лица. Представить человека с двумя дырочками на ровном месте просто невозможно!

«Без носа человек – черт знает что – птица не птица, гражданин не гражданин,

просто возьми, да и вышвырни за окошко!..» – так написал о носе Н. В. Гоголь.

А если серьезно? Для чего появился нос у человека разумного? Ведь у его предков

человекообразных обезьян – его не было! Чтобы узнать об этом, я вам предлагаю совер­шить необычное путешествие вместе с воздухом, который попадает в наш организм.

Итак, внимание! Мы отправляемся! Будьте внимательны при путешествии, нас ждет впереди много необычного.

Мы влетаем в нос! Глядите-ка, кто-то лежит рядом с нами! Кто же это? Похоже, что микробы! Осторожно, не запутайтесь в волосках ноздрей! Полетели дальше, в розовую пещеру. Осторожно, стенки сверху донизу вымазаны специ альной липкой слизью! А для чего она нужна? Обо всем об этом давайте прослушаем сообщение о человеческом носе. Дополнительная литература

Детская энциклопедия. Человек. Т. 7. — М.: Издательство «Педагогика», 1975.

Зверев И. Д. Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека. Пособие для учащихся. Под ред. д-ра биол. наук Л. В. Латманизовой. – М.: «Просвещение», 1971.

Какие выводы о функциях носа можно сделать из изложенного в сообщении?