Цели: проследить по тексту и сопоставить поведение героев в момент неудавшегося очередного побега, сидения в яме; помочь учащимся понять, на чем основана дружба Жилина и Дины, почему девочка вызывает симпатию у читателей.
Эпиграф:
Лихо помнится, а добро век не забудется.
Пословица
Ход урока
I. Проверка домашнего задания (см. предыдущий урок).
II. Знакомство с V главой.
Задание: составить вопросы к прочитанному тексту.
Учитель. Итак, читатель понял, что инициатором побега является Жилин. Именно он узнал местность, подготовил лаз под стеной, прикормил собаку, запасся лепешками. Проследим и сопоставим, как вели себя Жилин и Костылин на свободе.
Продолжение работы над сравнительной характеристикой героев.
Отличия (сходство) в поведении героев
Жилин
|
Костылин
|
Подготовка побега
|
|
знакомство с местностью, работа над подкопом, прикормка собаки,
|
|
Поведение героев на свободе
|
|
Тихо полез в дыру, выбрался
|
«Полез Костылин, да зацепил камень ногой, загремел
|
«…Жилин чуть свистнул, кинул
|
…Услыхал Уляшин, забрехал и кинулся, а за ним и другие собаки»
|
[Жилин] снял сапоги, пошел
|
[Костылин] тоже сбросил
|
Торопится, так как сбился
|
«Подожди хоть немножко, дай вздохнуть, у меня ноги все в крови»
|
«…шикнет, шикнет…,
|
«…все отстает и охает»
|
Затопало в лесу. Спокойно
|
«Так и упал со страху»
|
Оба устали, а идти надо.
«Рассердился … обругал его. –
|
«Как хочешь, а я не дойду…»
|
Спрятались от конного Татарина
|
|
Молчит, старается помочь
|
Не смог перетерпеть боль. Криком выдал обоих
|
«Посадил на себя Костылина,
|
«Иди один, за что тебе …
|
«Нет, не пойду: не годится
|
|
Почему же все-таки побег не удался?
|
Вывод. Из проделанной работы по сравнению поведения и поступков героев становится понятным, что Костылин оказался не товарищем Жилину, а обузой в дороге.
В одинаковых условиях Жилин проявляет находчивость, решительность, стойкость, ведет активную борьбу за свое и товарища освобождение из плена, а Костылин лишен всех этих качеств, он является антиподом герою.
III. Беседа о «говорящих» фамилиях героев.
От каких слов образованы фамилии героев?
Жила* – сухожилие, прочное окончание мышц; жилистый, двужильный – сильный, упругий;
Костыль** – палка для хромых, безногих. Часто говорили про стоящего человека: «молодецкая жила», «кость да жила, и вся сила». Или «подкостыливает» – плетется помаленьку.
IV. Беседа о главной героине рассказа – Дине.
Вопросы:
1. Что заставляет Дину помогать Жилину?
2. Почему девочка относится к пленному хорошо, старается облегчить его положение в отличие от других горцев?
3. В какой момент и почему она перестает видеть в нем врага? (Только ли оттого, что он сделал и подарил ей куклу?)
4. Почему вначале о девочке сказано «…прыгнет прочь, как коза дикая…», а позже: «…как козочка прыгает»?
5. Можно ли назвать Дину смелой, решительной?
6. Чем вызвала Дина симпатию у Жилина и у вас, читателей?
7. Устно нарисуйте портрет бесстрашной татарской девочки.
8. Применима ли пословица «Лихо помнится, а добро век не забудется» к отношениям Жилина и Дины?
Домашнее задание: прочитать VI главу.
Ответить на вопрос: почему Л. Н. Толстой назвал свой рассказ «Кавказский пленник»?