Урок 35
Тема: деление слов на слоги. перенос
Цели: способствовать пониманию того, что слог образует гласный звук; продолжать словарную работу; обогащать лексический запас учащихся.
Ход урока
I. Минутка чистописания.
Выполнение упражнения 61, с. 96.
– Будет ли в словах совпадать количество букв и звуков? Докажите.
II. Актуализация опорных знаний.
– Разделите слова на три группы.
Нос, елка, морковь, тополь, якорь, петух, Юлия.
– По какому принципу разделили?
– Сделайте фонетический разбор самого короткого слова.
III. Формирование новых знаний.
1. Словарная работа.
– Какие животные зашифрованы в ребусе: соробака?
– Послушайте сказку и ответьте, почему слово «собака» пишется с буквой «О».
СКАЗКА ПРО БАКУ С «О»
Жила-была когда-то давно бака. Она умела лаять, вилять хвостом, сторожить дом и любила выть на круглую луну, которая немножко похожа на букву «О».
А еще она любила смотреть на круглое облако и на круглое солнце, похожие на букву «О». В общем, вы, конечно, догадались, что она полюбила и саму букву «О». А когда полюбила, то захотела писаться с этой буквой.
– Ну хорошо, – сказали ей, – будем писать тебя «бока».
– Нет, я так не хочу! С какого еще бока? – обиделась бака.
– Я не хочу так называться! Я просто хочу писаться с «О».
И стали ее писать с «О». Вот так: сОбака. А потом и просто СОБАКА. Так до сих пор и пишут.
2. Выполнение упражнения 62, с. 96 (по заданию).
– Сделайте вывод.
Вывод: в каждом слоге обязательно есть гласный звук.
3. Выполнение упражнения 63, с. 97.
Наблюдение.
– Запишите слова, разделяя их на слоги.
– Подчеркните каждую гласную.
– Сколько в слове гласных?
– Сколько слогов?
– Сделайте вывод.
Вывод: количество слогов и гласных совпадают.
– Прочитайте сообщение Грамматика.
Заучивание правила:
Сколько в слове гласных,
Столько и слогов.
Это знает каждый
Из учеников.
IV. Итог урока.
– Какой звук образует слог?
– Озвучьте правило.