Цели урока:
систематизация и обобщение приобретенных учащимися третьего класса нравственно-духовных понятий и ценностей на уроках «Самопознание» в течение учебного года;
создание детям благоприятных педагогических условий для осуществления коллективной практической деятельности;
предоставление им возможности выразить свои мнения о том, как жить в мире добра и согласия (через моделирование коллажа).
Методы: беседа, рассказ, объяснение, работа с книгой и тетрадью, практическая работа, мгновенная рефлексия.
Ресурсы: учебник, тетрадь «Моя помощница», цветные карандаши, мелки, краски, клей, ножницы, листы бумаги, старые журналы, ножницы, клей, салфетки, музыкальное сопровождение для творческой деятельности.
Ход урока
1. Круг радости
Добрый день, ребята! Я вновь очень рада вас видеть. Сегодня у нас заключительный урок «Самопознание».
В течение целого учебного года мы работали с учебником «Азбука Самопознания»: «Радуга моего мира» и тетрадью «Моя помощница».
В течение целого учебного года мы постоянно соприкасались с духовным миром «Страны Самопознания», постигали ее ценности. Благодаря урокам «Самопознание» мы шаг за шагом постепенно осваивали радужное богатство своей души, Матушки-Природы и всего окружающего нас мира, имя которому Вселенная.
Давайте встанем в наш «круг радости» для того, чтобы каждый ученик пожелал себе и своим друзьям что-нибудь особенное, необыкновенное и удивительное.
Я хотела бы свое пожелание к вам, ребята, выразить замечательным стихотворением С.Я.Маршака, которое так и называется «Пожелание друзьям»:
Желаю вам цвести, расти, Копить, крепить здоровье. Оно для дальнего пути – Главнейшее условье. |
Пусть каждый день и каждый час Вам новое добудет. Пусть добрым будет ум у вас, А сердце умным будет. |
Вам от души желаю я, Друзья, всего хорошего. А всё хорошее, друзья, Даётся нам недёшево. |
2. Поговорим
Сегодня нам понадобятся все силы души, все знания, приобретенные на наших уроках «Самопознание» в течение целого учебного года. Наш завершающий урок посвящен достаточно сложной теме, требующей глубокого раздумья и размышления. Тема нашего урока: «Я – друг добра, Я – недруг зла».
Подумайте и скажите, как вы понимаете слова: «Я – друг добра», «Я – недруг зла»? (Ответы детей).
Действительно, в извечной борьбе между добром и злом каждый день, каждую минуту человек делает свой самостоятельный выбор. Он стоит перед важной дилеммой, на какую сторону ему встать – добра или зла. И если ты друг добра, все твои мысли, чувства и дела должны быть подчинены только доброте.
3. Чтение произведения. О.Уайльд «Мальчик-звезда». Беседа
Ребята! Наша «Азбука» предлагает нам прочесть на ее страничках очень хороший и поучительный рассказ, который называется «Мальчик-звезда». Давайте вместе прочитаем этот текст.
… Дитя-звезда стал расти вместе с детьми Лесоруба, ел за одним с ними столом и играл с ними. И с каждым годом он становился все красивее и красивее… у него лицо было белое и нежное, словно выточенное из слоновой кости, и золотые кудри его были как лепестки нарцисса, а губы – как лепестки алой розы и глаза – как фиалки, отраженные в прозрачной воде ручья.
Но красота его принесла ему только зло, ибо он вырос себялюбивым, гордым и жестоким…
… И вот как-то раз через селение проходила одна несчастная нищенка. Одежда ее была в лохмотьях, босые ноги, израненные об острые края дороги, все в крови… Изнемогая от усталости, она присела отдохнуть под каштаном.
Но тут ее увидел Мальчик-звезда и сказал своим товарищам:
– Гляньте! Под прекрасным деревом сидит отвратительная, грязная нищенка. Пойдем, прогоним ее, потому что она противна и безобразна.
И с этими словами он подошел к ней поближе и начал швырять в нее камнями и насмехаться над ней. А она поглядела на него, и в глазах ее отразился ужас, и она не могла отвести от него взгляда. Но тут Лесоруб, который увидел, что делает Мальчик-звезда, подбежал к нему и стал бранить:
– Воистину у тебя каменное сердце, и жалость тебе неведома. Что сделала тебе эта бедная женщина, почему ты гонишь ее отсюда?
Тогда Мальчик-звезда покраснел от злости, топнул ногой и сказал:
– А кто ты такой, чтобы спрашивать меня, почему я так поступаю? Я тебе не сын и не обязан тебя слушаться.
– Это верно, – отвечал Лесоруб, – однако я пожалел тебя, когда нашел в лесу…
– Этот ребенок – мой маленький сын, которого я потеряла в лесу… В поисках его я обошла весь мир, – сказала нищенка.
– Ты, должно быть, лишилась рассудка, – гневно вскрикнул Мальчик–звезда. – Я не твой сын, ведь ты нищенка. Ты уродлива и одета в лохмотья. Ну-ка, убирайся отсюда, чтобы я не видел больше твоего мерзкого лица.
– Увы, сын мой! – вскричала женщина. – Неужели ты не поцелуешь меня на прощание? Ведь я столько претерпела мук, чтобы найти тебя.
– Нет, – сказал Мальчик-звезда. – Ты слишком омерзительна, и мне легче поцеловать гадюку или жабу, чем тебя.
…Тогда женщина встала и, горько рыдая, скрылась в лесу, а Мальчик-звезда, увидев, что она ушла, очень обрадовался и побежал играть со своими товарищами.
Но те, поглядев на него, начали смеяться над ним и сказали:
– Да ведь ты мерзок, как жаба, и отвратителен, как гадюка. Убирайся отсюда, мы не хотим, чтобы ты играл с нами. – И они выгнали его из сада. Так Мальчик-звезда потерял свою красоту.
Он бросился ничком на траву и заплакал:
– Я был жесток с моей матерью, и в наказание со мной случилось это несчастье. Поэтому я должен уйти отсюда и бродить по свету, пока не найду свою мать и не вымолю у нее прощения.
Долго пришлось искать Мальчику свою мать, много мук он перенес… Дважды он выручал нищего старика из беды. И вот он встретился с нищим в третий раз.
– Отдай мне монету из красного золота, или я умру!
И Мальчик-звезда пожалел его и отдал ему монету из красного золота, сказав:
– Твоя нужда больше моей.
Однако сердце его сжалось от тоски, ибо он знал, какая страшная судьба его ожидает… Затем свершилось чудо. Мальчик-звезда посмотрел на свое отражение на щите, и что же он увидел? Его красота вернулась к нему, и лицо его стало таким же, каким было прежде, только в глазах своих он заметил что-то новое, чего раньше никогда в них не видел.
… И крик радости сорвался с его уст, и, бросившись к своей матери, которую он, наконец, нашел, он осыпал поцелуями раны на ее ногах и оросил их слезами.
И нищенка положила руку на его голову и сказала:
– Встань!
И он встал с колен и посмотрел на них (на мать и старика нищего). И что же! Перед ним были Король и Королева. И Королева сказала ему:
– Вот твой отец, которому ты помог в час нужды.
А Король сказал:
– Вот твоя мать, чьи ноги ты омыл своими слезами.
И они пали в его объятия, и осыпали его поцелуями и отвели во дворец.
О чем повествуется в этом произведении?
Какие чувства вы испытали при его чтении?
А что вы поняли из этого рассказа? (Ответы детей).
Очень хорошо. Мне нравятся ваши рассуждения. Нам нужно стать тем «Я», которое выбирает дорогу добра, дорогу любви и дорогу света.
4. Предварительная беседа
Молодцы ребята! Сейчас мы с вами приступим к выполнению одной очень серьезной работы. В ней мы попробуем отразить свое видение проблемы борьбы добра и зла. Мы будем выполнять коллаж, в котором постараемся изобразить «добро» и «зло». Я очень хотела бы, чтобы ваше творчество было фантастическим и неповторимым.
Прежде чем приступить к работе, я поделю вас на семь микрогрупп, составляющих «Радугу моего мира»: «Моя семья», «Мое Я», «Мои ценности», «Мои познания», «Мое здоровье», «Моя Родина» и «Моя Матушка-Природе».
Ребята, вы не забывайте, все эти темы мы рассматриваем через призму «добра» и «зла».
Также учитель обязательно проверяет у учащихся, все ли необходимое для работы имеется в наличии. А именно, учителю для создания коллажа необходимо:
Принести большой лист бумаги, журналы, газеты.
Принести ножницы, клей, краски, фломастеры, мелки, маркеры.
Детям для создания коллажа необходимо:
1. Вырезать из журналов, газет изображения, раскрывающие ту или иную тему.
2. Принести цветные карандаши, фломастеры.
Дети также могут использовать представленный в тетради «Моя помощница» дополнительный материал на четырех отрезных листах, из которого они могут вырезать и приклеивать картинки в общий коллаж.
5. Наше творчество «Я – друг добра, Я – недруг зла» (коллаж)
А теперь мы наконец-то приступим к творению.
Порядок работы:
Дети просматривают старые журналы. Вырезают понравившиеся им иллюстрации. Желательно, чтобы работа проходила под спокойную музыку. При выполнении работы дети разговаривают, обмениваются мнениями.
Готовые вырезки располагаются и компонуются на листе.
Заготовки наклеиваются на бумагу.
Дети приступают к деятельности. Они работают каждый в своей микрогруппе, наклеивают на лист бумаги предварительно подготовленный материал. Аппликации по сюжету соединяются рисунками, линиями и т.д. (Звучит музыка).
Учитель заранее вывешивает полотно с нарисованной радугой. По окончанию творчества детей все их шедевры выставляются/ вывешиваются вот на эту радугу. Дети, по желанию, рассказывают и делятся своими чувствами, эмоциями, мыслями, которые рождались в процессе исполнения коллажа. Учителю рекомендуется оценить творчество каждого ребенка, проанализировать и прокомментировать его.
Дети! Вы просто прекрасно справились с этим очень трудным заданием. Какая у вас получилась прекрасная, разноцветная, добрая радуга! Я думаю, под защитой этой радуги все будут жить со всеми в мире, доброте и согласии.
Ребята! Сейчас я хочу вам прочитать чудесное стихотворение нашего казахстанского поэта К.Идрисова, которое называется «Мой край». Взглянем на свою любимую страну – Республику Казахстан глазами автора этого произведения.
Край родной – как письмо,
Что оставили предки,
И, вникая в неровные строчки следов,
То листаешь страницы минувших годов,
То грядущих свершений наносишь пометки.
Алатау, Алтай, Аркалык, Атырау-
Словно крылья, шумящие слева и справа.
Казахстан обращается к новой судьбе,
Чтоб рассветы рассветом встречать величаво.
Сад, поля окликает взволнованной песней,
Шахты тянутся к глуби.
Это гимн, это твёрдая поступь труда,
Подающего самые добрые вести.
Казахстан – это овцы, раздолье пшеницы,
Стройки, горы, сады и степные зарницы.
Подниматься всё выше знамёнам его,
И высоким наградам на них золотиться!
Край заоблачный пиков, джайлау широких,
Приближающий братством заветные строки.
Дома – к поднебесью.
Край батыров,
Героев порывистых край –
Лишь о нём мои думы, о нём мои строки.
Казахстан мой,
Прославленный щедрым размахом,
Все былые невзгоды развеявший прахом!
В этом чистом, степном и высоком краю.
Им горжусь я и тем, что родился казахом!
6. Творим в тетради
А сейчас, ребята, ваша тетрадочка «Моя помощница» ждет вас на своих заключительных страничках. Прочитайте ее последнюю просьбу-задание. Подумайте и напишите в тетради, чему вы научились за этот год на уроках «Самопознание». (Дети творят в тетради. По желанию они обмениваются впечатлениями).
Чему вас научила «Азбука Самопознания»: «Радуга моего мира»?
Что больше всего вам запомнилось и понравилось на уроках «Самопознание»?
Расскажите, пригодились ли вам знания, полученные на занятиях по «Самопознание»? Как? (Ответы детей).
7. Домашнее задание
В учебнике «Азбука Самопознания» прочитайте сказку «Олешек и солнце». Перескажите сказку своим родным, близким и знакомым.
8. Круг «От сердца к сердцу»
Дорогие мои ученики! Я приглашаю вас в наш круг «От сердца к сердцу». Это заключительный круг заключительного урока «Самопознание». Я желаю вам, мои юные друзья, мудрости, мужества, честности, добра, мира и любви. Не забывайте разноцветные краски радуги своего внутреннего мира и мира, который вас окружает и любит.
Пусть уроки «Азбуки Самопознания» проведут вас по дорогам Любви, Добра, Мира и Счастья в большой и красивый мир, который называется удивительным словом «Жизнь».
Шагая уверенно, спокойно, с достоинством по этой жизни, не забывайте уроки «Самопознание» и духовные ценности.
Потому что,
Человек бесчеловечный…
Даже и не верится.
Крокодил бескрокодильный
Пусть уж лучше встретится!
Он невинный, безобидный,
Крокодил бескрокодильный,
Но опасен бессердечный
Человек бесчеловечный!
Дети! А теперь давайте друг другу скажем дружно, весело:
Не забывайте подарить добро
Соседям, родственникам, другу.
Оно как истинное волшебство
Вернется к вам по кругу.
9. Потенциал. Притча
Как-то собрал один богатый бай всех жителей аула на день рожде ния своего сына. Старики сидели за богатым дастарханом. разговари вали, а молодежь, как и положено, соревновалась в силе и ловкости.
То в честь одного мальчика, то в честь другого раздавались при ветственные возгласы. Только именинника не с чем было поздравлять.
Отцу стало обидно, что сын не мог ни в одном соревновании побе дить. Что и говорить, ленивым вырос мальчишка, только и умел одно хорошо делать – далеко плевать. Вот и предложил бай устроить со ревнования, кто дальше плюнет. И приз пообещал победителю – годо валого верблюжонка.
Стали дети рядком и стали плеваться. Победил, конечно, сын бая. Приз достался ему.
Отец так обрадовался, что велел зарезать еще одного барана, само го жирного.
Ели люди да хвалили сына бая за умение плеваться.
А к вечеру подул с песков горячий ветер. И дул три дня и три но чи. От его горячего дыхания высохла трава, колодцы засыпало пес ком.
– Отчего случилась такая беда? – спросили люди старика, который проходил мимо.
– Земля – наша мать, ответил он, – на нее плевать нельзя. Нане сенную Земле обиду только слезами можно смыть.
Говорят, в том краю теперь пустыня. На голой выжженной земле ничего не растет, кроме верблюжьей колючки.
Ты спросишь, а что стало с жителями аула? Пришлось им поки нуть свою родину, и носит их теперь по свету, как перекати-поле. Ни где на земле для этих людей нет места.