Урок 34 Тема: Я – друг добра, Я – недруг зла

0
914

Цели урока:

систематизация и обобщение приобретенных учащимися третьего класса нравственно-духовных поня­тий и ценностей на уроках «Самопознание» в течение учебного года;

создание детям благоприятных педагогических условий для осуществления коллективной практической деятельности;

предоставление им возможности выразить свои мнения о том, как жить в мире добра и согласия (через моделирование коллажа).

Методы: беседа, рассказ, объяснение, работа с книгой и тетрадью, практическая работа, мгновенная рефлексия.

Ресурсы: учебник, тетрадь «Моя помощни­ца», цветные карандаши, мелки, краски, клей, ножницы, листы бума­ги, старые журналы, ножницы, клей, салфетки, музыкальное сопровождение для творческой деятельности.

Ход урока

1. Круг радости

Добрый день, ребята! Я вновь очень рада вас видеть. Сегодня у нас заключительный урок «Самопознание».

В течение целого учебного года мы работали с учебником «Азбука Самопознания»: «Радуга моего мира» и тетрадью «Моя помощница».

В течение целого учебного года мы постоянно соприкасались с духовным миром «Страны Самопознания», постигали ее ценности. Благодаря урокам «Самопознание» мы шаг за шагом постепенно осваивали радужное богатство своей ду­ши, Матушки-Природы и всего окружающего нас мира, имя которому Вселенная.

Давайте встанем в наш «круг радости» для того, чтобы каждый ученик пожелал себе и своим друзьям что-нибудь особенное, необыкновенное и удивительное.

Я хотела бы свое пожелание к вам, ребята, выразить замечательным стихотворением С.Я.Маршака, которое так и называется «Пожелание друзьям»:

Желаю вам цвести, расти,

Копить, крепить здоровье.

Оно для дальнего пути –

Главнейшее условье.

Пусть каждый день и каждый час

Вам новое добудет.

Пусть добрым будет ум у вас,

А сердце умным будет.

Вам от души желаю я,

Друзья, всего хорошего.

А всё хорошее, друзья,

Даётся нам недёшево.

2. Поговорим

Сегодня нам понадобятся все силы души, все знания, приобретенные на наших уроках «Самопознание» в течение целого учебного года. Наш завершающий урок посвящен достаточно сложной теме, требующей глубокого раздумья и размышления. Тема нашего урока: «Я – друг до­бра, Я – недруг зла».

Подумайте и скажите, как вы понимаете слова: «Я – друг доб­ра», «Я – недруг зла»? (Ответы детей).

Действительно, в извечной борьбе между добром и злом каждый день, каждую минуту человек делает свой самостоятельный выбор. Он стоит перед важной дилеммой, на какую сторону ему встать – добра или зла. И если ты друг добра, все твои мысли, чувства и дела должны быть подчинены только доброте.

3. Чтение произведения. О.Уайльд «Мальчик-звезда». Беседа

Ребята! Наша «Азбука» предлагает нам прочесть на ее страничках очень хороший и поучительный рассказ, который называется «Мальчик-звезда». Да­вайте вместе прочитаем этот текст.

… Дитя-звезда стал расти вместе с детьми Лесоруба, ел за одним с ними столом и играл с ними. И с каждым годом он становился все красивее и красивее… у него лицо было белое и нежное, словно выто­ченное из слоновой кости, и золотые кудри его были как лепестки нарцисса, а губы – как лепестки алой розы и глаза – как фиалки, отраженные в прозрачной воде ручья.

Но красота его принесла ему только зло, ибо он вырос себялюби­вым, гордым и жестоким…

… И вот как-то раз через селение проходила одна несчастная ни­щенка. Одежда ее была в лохмотьях, босые ноги, израненные об ост­рые края дороги, все в крови… Изнемогая от усталости, она присела отдохнуть под каштаном.

Но тут ее увидел Мальчик-звезда и сказал своим товарищам:

– Гляньте! Под прекрасным деревом сидит отвратительная, гряз­ная нищенка. Пойдем, прогоним ее, потому что она противна и без­образна.

И с этими словами он подошел к ней поближе и начал швырять в нее камнями и насмехаться над ней. А она поглядела на него, и в гла­зах ее отразился ужас, и она не могла отвести от него взгляда. Но тут Лесоруб, который увидел, что делает Мальчик-звезда, подбежал к не­му и стал бранить:

– Воистину у тебя каменное сердце, и жалость тебе неведома. Что сделала тебе эта бедная женщина, почему ты гонишь ее отсюда?

Тогда Мальчик-звезда покраснел от злости, топнул ногой и ска­зал:

– А кто ты такой, чтобы спрашивать меня, почему я так поступаю? Я тебе не сын и не обязан тебя слушаться.

– Это верно, – отвечал Лесоруб, – однако я пожалел тебя, когда нашел в лесу…

– Этот ребенок – мой маленький сын, которого я потеряла в лесу… В поисках его я обошла весь мир, – сказала нищенка.

– Ты, должно быть, лишилась рассудка, – гневно вскрикнул Маль­чик–звезда. – Я не твой сын, ведь ты нищенка. Ты уродлива и одета в лохмотья. Ну-ка, убирайся отсюда, чтобы я не видел больше твоего мерзкого лица.

– Увы, сын мой! – вскричала женщина. – Неужели ты не поцелу­ешь меня на прощание? Ведь я столько претерпела мук, чтобы найти тебя.

– Нет, – сказал Мальчик-звезда. – Ты слишком омерзительна, и мне легче поцеловать гадюку или жабу, чем тебя.

…Тогда женщина встала и, горько рыдая, скрылась в лесу, а Маль­чик-звезда, увидев, что она ушла, очень обрадовался и побежал играть со своими товарищами.

Но те, поглядев на него, начали смеяться над ним и сказали:

– Да ведь ты мерзок, как жаба, и отвратителен, как гадюка. Уби­райся отсюда, мы не хотим, чтобы ты играл с нами. – И они выгнали его из сада. Так Мальчик-звезда потерял свою красоту.

Он бросился ничком на траву и заплакал:

– Я был жесток с моей матерью, и в наказание со мной случилось это несчастье. Поэтому я должен уйти отсюда и бродить по свету, по­ка не найду свою мать и не вымолю у нее прощения.

Долго пришлось искать Мальчику свою мать, много мук он пере­нес… Дважды он выручал нищего старика из беды. И вот он встретил­ся с нищим в третий раз.

– Отдай мне монету из красного золота, или я умру!

И Мальчик-звезда пожалел его и отдал ему монету из красного зо­лота, сказав:

– Твоя нужда больше моей.

Однако сердце его сжалось от тоски, ибо он знал, какая страшная судьба его ожидает… Затем свершилось чудо. Мальчик-звезда по­смотрел на свое отражение на щите, и что же он увидел? Его красота вернулась к нему, и лицо его стало таким же, каким было прежде, только в глазах своих он заметил что-то новое, чего раньше никогда в них не видел.

… И крик радости сорвался с его уст, и, бросившись к своей мате­ри, которую он, наконец, нашел, он осыпал поцелуями раны на ее но­гах и оросил их слезами.

И нищенка положила руку на его голову и сказала:

– Встань!

И он встал с колен и посмотрел на них (на мать и старика нищего). И что же! Перед ним были Король и Королева. И Королева сказала ему:

– Вот твой отец, которому ты помог в час нужды.

А Король сказал:

– Вот твоя мать, чьи ноги ты омыл своими слезами.

И они пали в его объятия, и осыпали его поцелуями и отвели во дворец.

О чем повествуется в этом произведении?

Какие чувства вы испытали при его чтении?

А что вы поняли из этого рассказа? (Ответы детей).

Очень хорошо. Мне нравятся ваши рассуждения. Нам нужно стать тем «Я», которое выбирает дорогу добра, дорогу любви и дорогу света.

4. Предварительная беседа

Молодцы ребята! Сейчас мы с вами приступим к выполнению одной очень серь­езной работы. В ней мы попробуем отразить свое видение проблемы борьбы добра и зла. Мы будем выполнять коллаж, в котором постара­емся изобразить «добро» и «зло». Я очень хотела бы, чтобы ваше творчество было фантастическим и неповторимым.

Прежде чем приступить к работе, я поделю вас на семь микрогрупп, составляющих «Радугу моего мира»: «Моя семья», «Мое Я», «Мои ценности», «Мои познания», «Мое здоровье», «Моя Родина» и «Моя Матушка-Природе».

Ребята, вы не забывайте, все эти темы мы рассматриваем через призму «добра» и «зла».

Также учитель обязательно проверяет у учащихся, все ли необходимое для работы имеется в наличии. А именно, учителю для создания коллажа необходимо:

Принести большой лист бумаги, журналы, газеты.

Принести ножницы, клей, краски, фломастеры, мелки, маркеры.

Детям для создания коллажа необходимо:

1. Вырезать из журналов, газет изображения, раскрывающие ту или иную тему.

2. Принести цветные карандаши, фломастеры.

Дети также могут использовать представленный в тетради «Моя помощница» дополнительный материал на четырех отрезных листах, из которого они могут вырезать и приклеивать картинки в общий коллаж.

5. Наше творчество «Я – друг добра, Я – недруг зла» (коллаж)

А теперь мы наконец-то приступим к творению.

Порядок работы:

Дети просматривают старые журналы. Вырезают понравившиеся им иллюстрации. Желательно, чтобы работа проходила под спо­койную музыку. При выполнении работы дети разговаривают, об­мениваются мнениями.

Готовые вырезки располагаются и компонуются на листе.

Заготовки наклеиваются на бумагу.

Дети приступают к деятельности. Они работают каждый в своей микрогруппе, наклеивают на лист бумаги предварительно подготовленный материал. Аппликации по сюжету соединяются рисунками, линиями и т.д. (Звучит музыка).

Учитель заранее вывешивает полотно с нарисованной радугой. По окончанию творчества детей все их шедевры выставляются/ вывешиваются вот на эту радугу. Дети, по желанию, рассказывают и делятся своими чувствами, эмоциями, мыслями, которые рождались в процессе исполнения коллажа. Учите­лю рекомендуется оценить творчество каждого ребенка, проанализи­ровать и прокомментировать его.

Дети! Вы просто прекрасно справились с этим очень трудным заданием. Какая у вас получилась прекрасная, разноцветная, добрая радуга! Я думаю, под защитой этой радуги все будут жить со всеми в мире, доброте и согласии.

Ребята! Сейчас я хочу вам прочитать чудесное стихотворение нашего казахстанского поэта К.Идрисова, которое называется «Мой край». Взглянем на свою люби­мую страну – Республику Казахстан глазами автора этого произведе­ния.

Край родной – как письмо,

Что оставили предки,

И, вникая в неровные строчки следов,

То листаешь страницы минувших годов,

То грядущих свершений наносишь пометки.

Алатау, Алтай, Аркалык, Атырау-

Словно крылья, шумящие слева и справа.

Казахстан обращается к новой судьбе,

Чтоб рассветы рассветом встречать величаво.

Сад, поля окликает взволнованной песней,

Шахты тянутся к глуби.

Это гимн, это твёрдая поступь труда,

Подающего самые добрые вести.

Казахстан – это овцы, раздолье пшеницы,

Стройки, горы, сады и степные зарницы.

Подниматься всё выше знамёнам его,

И высоким наградам на них золотиться!

Край заоблачный пиков, джайлау широких,

Приближающий братством заветные строки.

Дома – к поднебесью.

Край батыров,

Героев порывистых край –

Лишь о нём мои думы, о нём мои строки.

Казахстан мой,

Прославленный щедрым размахом,

Все былые невзгоды развеявший прахом!

В этом чистом, степном и высоком краю.

Им горжусь я и тем, что родился казахом!

6. Творим в тетради

А сейчас, ребята, ваша тетрадочка «Моя помощница» ждет вас на своих заключительных странич­ках. Прочитайте ее последнюю просьбу-задание. Подумайте и напишите в тетради, чему вы научились за этот год на уроках «Самопознание». (Дети творят в тетради. По желанию они обмениваются впечатлениями).

Чему вас научила «Азбука Самопо­знания»: «Радуга моего мира»?

Что больше всего вам запомнилось и понравилось на уроках «Самопознание»?

Расскажите, пригодились ли вам знания, полученные на занятиях по «Самопознание»? Как? (Ответы детей).

7. Домашнее задание

В учебнике «Азбука Самопознания» прочитайте сказку «Олешек и солнце». Перескажите сказку своим родным, близким и знакомым.

8. Круг «От сердца к сердцу»

Дорогие мои ученики! Я приглашаю вас в наш круг «От сердца к сердцу». Это заключительный круг заключительного урока «Самопознание». Я желаю вам, мои юные друзья, мудрости, мужества, честности, добра, мира и любви. Не забывайте разноцветные краски радуги своего внутреннего мира и мира, который вас окружает и любит.

Пусть уроки «Азбуки Самопознания» прове­дут вас по дорогам Любви, Добра, Мира и Счастья в большой и красивый мир, который называется удивительным словом «Жизнь».

Шагая уверенно, спокойно, с достоинством по этой жизни, не забывайте уроки «Самопознание» и духовные ценности.

Потому что,

Человек бесчеловечный…

Даже и не верится.

Крокодил бескрокодильный

Пусть уж лучше встретится!

Он невинный, безобидный,

Крокодил бескрокодильный,

Но опасен бессердечный

Человек бесчеловечный!

Дети! А теперь давайте друг другу скажем дружно, весело:

Не забывайте подарить добро

Соседям, родственникам, другу.

Оно как истинное волшебство

Вернется к вам по кругу.

9. Потенциал. Притча

Как-то собрал один богатый бай всех жителей аула на день рожде­ ния своего сына. Старики сидели за богатым дастарханом. разговари­ вали, а молодежь, как и положено, соревновалась в силе и ловкости.

То в честь одного мальчика, то в честь другого раздавались при­ ветственные возгласы. Только именинника не с чем было поздравлять.

Отцу стало обидно, что сын не мог ни в одном соревновании побе­ дить. Что и говорить, ленивым вырос мальчишка, только и умел одно хорошо делать – далеко плевать. Вот и предложил бай устроить со­ ревнования, кто дальше плюнет. И приз пообещал победителю – годо­ валого верблюжонка.

Стали дети рядком и стали плеваться. Победил, конечно, сын бая. Приз достался ему.

Отец так обрадовался, что велел зарезать еще одного барана, само­ го жирного.

Ели люди да хвалили сына бая за умение плеваться.

А к вечеру подул с песков горячий ветер. И дул три дня и три но­ чи. От его горячего дыхания высохла трава, колодцы засыпало пес ком.

– Отчего случилась такая беда? – спросили люди старика, который проходил мимо.

– Земля – наша мать, ответил он, – на нее плевать нельзя. Нане­ сенную Земле обиду только слезами можно смыть.

Говорят, в том краю теперь пустыня. На голой выжженной земле ничего не растет, кроме верблюжьей колючки.

Ты спросишь, а что стало с жителями аула? Пришлось им поки­ нуть свою родину, и носит их теперь по свету, как перекати-поле. Ни­ где на земле для этих людей нет места.

поурочные планы для 3 класса, Самопознание