Цель: познакомить с видом сокращения научного текста – конспектом; тематическим конспектом как разновидностью конспекта; создать условия для формирования навыков исследовательской деятельности.
Тип урока: усвоение новых знаний.
Методы: исследовательский, самостоятельная работа, эвристическая беседа, письменный самоконтроль, выработка и совершенствование усвоенных навыков.
Ход урока
1. Этап организации совместной деятельности по освоению материала урока.
Работа с учебником на с. 199–202 – изучение правил конспектирования текста, специфики тематического конспекта и реферата.
2. Этап первичной проверки понимания изученного.
Составление памятки «Как составить конспект?»
Конспект – это краткое изложение или краткая запись содержания.
Требования к конспекту: системность, логичность изложения, краткость, убедительность и доказательность.
Этапы конспектирования:
1) Прочитай текст, отметь в нем новые слова, непонятные места, имена, даты, перечисли основные мысли текста, составь простой план.
2) Выясни в словаре значение новых непонятных слов, выпиши их в тетрадь.
3) Вторичное чтение сочетай с записями основных мыслей автора. Запись веди своими словами, не переписывай текст дословно. Стремись к краткости. Помни о правилах записи текста.
4) Прочитай конспект, доработай его.
Правила записи текста.
1) Запись должна быть убористой, компактной, чтобы на странице уместилось как можно больше текста (это улучшает его восприятие).
2) В тексте необходимо применять выделения и разграничения: подчеркивание и отчеркивание (для выделения заголовка и подзаголовка, выводов, отделения одной темы от другой, одного вопроса от другого; можно использовать для этого разноцветные ручки, фломастеры, но следует избегать излишней пестроты); красную строку для обозначения абзацев и пунктов плана; интервалы (для отделения одной мысли от другой); нумерацию абзацев; выделение с помощью рамки определений, правил, законов, формул и так далее.
3) При записи необходимо пользоваться сокращениями, применяя при этом и общепринятые, например с/х, ЭГП, ЭПС, АК, и свои собственные.
План-конспект – это сжатый в форме плана пересказ прочитанного или услышанного.
Этапы работы.
1) Составь план прочитанного текста (или воспользуйся готовым).
2) Разъясни кратко и доказательно каждый пункт плана, выбери разумную и эффективную форму записи.
3) Сформулируй и запиши вывод.
3. Этап закрепления и применения изученного.
Задания для учащихся «Проверь себя»: самостоятельная работа (учебник, упр. 322), взаимопроверка.
4. Этап информации о домашнем задании.
Упражнение 323 (реферат на литературную тему).