Эпиграф к уроку:
Человечество, как оказалось, ire способно решить ни одной своей проблемы, но способно пережить все.
Д Джерролд – английский драматург
Тип урока: комбинированный.
Цель: показать взаимодействие различных стран и возникновение глобальных проблем человечества.
Учащиеся должны знагь, что:
1) сегодняшний мир людей очень многолик и разнообразен;
2) процветание сопутствует тем странам, которые твердо придерживаются принципов демократии;
3) есть проблемы, которые затрагивают всех;
4) решение глобальных проблем зависит от каждого человека.
Учащиеся должны понимать, что такое:
1) глобальные проблемы;
2) демографический кризис;
3) техногенная катастрофа.
Учащиеся должны уметь:
1) объяснять проявление глобальных проблем;
2) называть глобальные проблемы;
3) определять пути развития международного сотрудничества, направленные на разрешение глобальных проблем.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания.
Опрос.
1. Какие профессии существуют? Чем определяется выбор профессии?
2. Что влияет на выбор профессии?
3. В чем суть процесса становления личности?
4. Какие фазы проходит процесс личностного становления?
II. Изучение нового материала.
ПЛАН
1. «Мы – дети твои, дорогая Земля».
2. Глобальные проблемы современности.
3. От общей Земли к единому миру.
Объяснение учителя.
До начала XX столетия всемирная история представляла собой автономно развивающиеся цивилизации, которые не оказывают серьезного влияния друг на друга.
Современный мир сильно изменился, в нем очень быстро стали происходить интегративные процессы, которые охватывали все сферы общественной жизни. Перед человечеством встают новые проблемы, которые становятся всеобщими и являются результатом изменений в системе «общество-природа».
Появление глобальных проблем – это не результат какого-то просчета, чьей-то роковой ошибки, это не причуды истории и не результат природных аномалий.
Причины глобальных проблем кроются глубоко и своими корнями уходят в историю современной цивилизации, породившей обширный кризис индустриального общества.
– Назовите, какие изменения происходили в жизни человека и общества с начала XX в. К каким позитивным и негативным явлениям привели эти изменения?
Под влиянием впечатляющих результатов в области науки и техники в 20-е гг. XX в. появляются первые технократические социальные теории. Американский экономист и социолог Т. Веблен дал философское обоснование ведущей роли промышленного производства и технического прогресса в развитии общества. Но к началу 60-х гг., в связи с промышленным подъемом, в общественном сознании утверждаются технооптимистические настроения, которые создают иллюзию возможности решить любые земные и даже космические проблемы с помощью науки и техники, а также технопессимистические настроения, которые усматривали отрицательные последствия научно-технических революций.
– Заполните таблицу, приведя аргументы «за» и «против» НТР.
«За» |
«Против» |
– Разделитесь на две группы «технооптимистов» и «технопессимистов» и попытайтесь привлечь на свою сторону больше представителей из противоположной группы. (Для того чтобы данная работа не вызвала особых затруднений, воспользуйтесь материалом из приложения 1 – Бучило Н. Ф„ Чумаков А. Н. Философия: Учебное пособие. 4-е изд. – СПб.: Питер, 2004.)
Глобальные проблемы – совокупность социоприродных проблем, от решения которых зависит социальный прогресс человечества и сохранение цивилизации, которые характеризуются динамизмом, возникают как объективный фактор развития общества и для своего решения требуют объединенных усилий всего человечества.
Отличительные признаки глобальных проблем (по И. А. Родионовой):
1) масштабы и проявления выходят за рамки одного государства;
2) острота проявления;
3) комплексный характер;
4) все проблемы тесно связаны друг с другом;
5) общечеловеческая сущность, делающая их понятными и актуальными для всех стран;
6) возможность их решения лишь усилиями мирового сообщества.
Классификация глобальных проблем (по Ю. Н. Гладкому):
1) наиболее универсальные проблемы политического и социально-экономического характера – предотвращение ядерной войны и сохранение мира, обеспечение устойчивого развития мирового сообщества и повышение уровня организованности и управляемости им;
2) проблемы преимущественно природно-экономического характера – экологическая, энергетическая, сырьевая, продовольственная, Мирового океана;
3) проблемы преимущественно социального характера — демографическая, межнациональных отношений, «экологии души» (кризис культуры, нравственности, семьи), дефицита демократии, охраны здоровья;
4) проблемы смешанного характера нерешенность которых приводит к массовой гибели людей – региональные конфликты, преступность, технологические аварии, стихийные бедствия;
5) проблемы чисто научного характера – освоение космоса, исследование внутреннего состояния Земли, долгосрочное прогнозирование климата;
6) «малые проблемы» синтетического характера, сопровождающие все развитие человеческой цивилизации, бюрократия, эгоцентризм.Принципиальное преодоление глобальных проблем – дело сложное и на данный момент нет пока однозначных ответов. Многие исследователи связывают преодоление глобальных кризисов с формированием и укреплением в массовом сознании новой этики, с развитием культуры и ее гуманизацией.
– Выработайте программу действия по преодолению глобальных проблем.
III. Закрепление.
Задание 1. Выпишите из приведенных явлений в левый столбец глобальные проблемы, а в правый – региональные:
а) засухи, вызванные суховеем;
б) наводнения, вызванные сезонными дождями;
в) продовольственная проблема;
г) загрязнение Мирового океана;
д) распространение СПИДа;
е) «парниковый эффект»;
ж) возникновение мощных лесных пожаров, вызванных засухой;
з) разрушение озонового слоя атмосферы;
и) оседание почвы и землетрясения в местах подземных выработок;
к) «кислотные дожди». (В. Р. Степанов.)
Задание 2. Изучите схему «Парниковый эффект».
Каковы источники «парникового эффекта»? К каким необратимым последствиям может привести «парниковый эффект»? Какие пути для предотвращения данного явления, с вашей точки зрения, существуют?
Задание 3. Представим все мировые материальные ценности как блюдо с 20 пирожками. Вокруг него расположилось 20 человек, каждый из которых олицетворяет 5 % мирового населения. Было бы справедливо, если бы каждый получил по пирожку, но на деле выходит не так. Пятеро из двадцати, представляющие население высокоразвитых стран (США, Канада, Япония, государства Западной Европы и Скандинавия), возьмут 16 пирожков и поделят их между собой. Пятеро, представляющие среднеразвитые страны (государства Латинской Америки, Северной и Западной Африки, Юго- Восточной Азии), возьмут 3 пирожка, а остальным десяти (это 2,5 млрд человек в странах Третьего мира) останется всего 1 пирожок.
К чему ведет подобное распределение мировых богатств? В чем причина такого распределения?
Как вы думаете, могут ли страны Третьего мира сами справиться со своими проблемами? В чем должна заключаться помощь «Севера»?
Задание 4. Прокомментируйте высказывания:
1. Предыдущие поколения всегда были озабочены будущим, но мы являемся первыми, от решения которых зависит, будет ли Земля, наследуемая нашими детьми, обитаема.
2. Природа – это не то, что мы получаем в наследство от предков, а то, что мы взяли взаймы у потомков.
3. Историки часто говорят: «Ищите в пустынях следы исчезнувших цивилизаций». Какой смысл приобретает это высказывание в свете стоящих глобальных проблем?
Задание 5. Сделайте подборки материалов из научной, художественной литературы, периодической печати по глобальным проблемам человечества. Проанализируйте их, подберите факты к уроку.
Задание 6. Нарисуйте эскизы плакатов «Глобальные проблемы человечества». Сформулируйте условия конкурса плакатов и проведите их с младшими школьниками.
Напишите сценарий рекламного ролика, посвященного необходимости решения какой-либо отдельной проблемы или всего комплекса.
Подумайте, как еще можно привлечь внимание общественности к глобальным проблемам.
Задание 7. Напишите эссе «Проблемы экологии глазами фантастов».
ПРИЛОЖЕНИЕ Технооптимизм
В общественном сознании утверждались технооптимистские пастроеиия, создававшие иллюзию возможности решить любые земные и даже космические проблемы с помощью науки и техники. Эти позиции нашли отражение в многочисленных теориях, в которых целью общественного развития объявлялось «общество потребления». В это время активно разрабатывались различные концепции «индустриального», «постиндустриального», «технотронного», «информационного» и т. п. общества.
В 1957 г. известный экономист и социолог Дж. Гелбрейт опубликовал книгу «Общество изобилия», основные идеи которой он развил несколько позже в другой своей работе «Новое индустриальное общество. В его произведениях давалась высокая и исключительно позитивная оценка научно-техническим достижениям человека, справедливо обращалось внимание на глубокую трансформацию экономических и социальных стр