Урок 33 ВСЕВОЛОД МИХАЙЛОВИЧ ГАРШИН. «СКАЗКА О ЖАБЕ И РОЗЕ»

0
459

Цели: продолжать знакомство учащихся с русской литературой XIX – начала XX века; познакомить с жизнью В. М. Гаршина, начать работу над произведением «Сказка о жабе и розе»; учить детей противопоставлять добро злу, видеть и различать прекрасное и безобразное; учить сострадать, сопереживать, понимать боль других людей.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

Проверку домашнего задания можно провести в виде книжной выставки и конкурса на самую интересную, самую оригинальную, самую поучительную сказку.

Учитель может приготовить дипломы, медальки не только за лучшее содержание сказки, но и за оригинальный сюжет, за необычное, интересное оформление и т. д.

Ученики не просто читают свои сказки, а «защищают» их, сопровождая иллюстрациями, читая по ролям или инсценируя, поясняя, почему они решили совершить путешествие именно в часы (компьютер, игрушку и т. п.).

Физкультминутка

III. Изучение нового материала.

1. Знакомство с жизнью писателя.

– Мы завершаем изучение раздела «Чудесный мир классики» произведением Всеволода Михайловича Гаршина «Сказка о жабе и розе».

– Знакома ли вам фамилия этого писателя? Знаете ли вы его произведения?

Детство и юность Всеволода были далеко не безоблачны. Когда мальчику было 5 лет, мать бросила их с отцом, а через 3 года забрала мальчика к себе в Петербург. Семейная драма послужила толчком к развитию трагического мироощущения, которым была окрашена вся жизнь писателя.

Его главными жизненными принципами становится нравственный долг перед людьми, глубокое сострадание к человеку, позже это находит отражение в его произведениях. Он был убеждён в том, что писатель должен не только разделять с людьми страдания, но и принять на себя главную их долю. В. М. Гаршин ощущал какую-то непомерную ответственность за боль и слёзы всех и приходил в отчаяние от того, что не может своими силами изменить что-либо в этом мире.

– Читая «Сказку о жабе и розе», вы убедитесь в этом сами.

2. Работа над произведением.

Учитель читает произведение до слов: «В эту весну мальчик не мог выйти в свой любимый уголок» (с. 174).

– Что хотите сказать?

– Каким вам показался Вася?

– Прочитайте о том, как мальчик вёл свои наблюдения.

– Как это его характеризует?

– Какой вы представляете розу?

– Что можете сказать о жабе?

IV. Итог урока.

Домашнее задание: перечитать ещё раз часть сказки, прочитанную учителем на уроке (с. 171–174, часть 1-я); в тетрадь по чтению выписать характеристики жабы и розы (в 2 столбика).