Цели: сформировать представление об особенностях населения Зарубежной Европы.
Оборудование: карта «Народы мира» или «Народы Европы», «Плотность населения Европы».
Тип урока: изучение нового материала.
Ход урока
I. Изучение нового материала
Комментарии для учителя. Работу по изучению демографических показателей населения Европы можно выполнить в группах. Каждая
группа получает задание найти черты сходства и черты отличия по одному из показателей населения в разных регионах Европы.
Можно предложить на этом этапе урока изучение нового материала в виде самостоятельной работы. В любом варианте изучение населения Европы очень удобной для систематизации новых знаний на уроке будет данная таблица. Сначала строки таблицы: «численность», «плотность», «форма правления» и «административно-территориальное деление» заполняется учащимися самостоятельно с помощью различных источников информации (учебник, атлас). Затем эти строки таблицы проверяется.
| Сравниваемые черты | Северная Европа | Южная Европа | Западная Европа | Восточная Европа | Черты сходства | 
| 1. Численность | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
| 2. Тип правления | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
| 3. Форма административно-территориального деления | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
| 4. Тип воспроизводства | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
| 5. Возрастная структура | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
| 6. Демографическая политика | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
| 7. Плотность населения | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
| 8. Уровень урбанизации | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
| 9. Национальный состав | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
| 10. Религиозный состав | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
Оставшиеся разделы таблицы заполняются на основе докладов учащихся, рассказа учителя, совместной работы учителя и учеников, практикумов и т. д.
Учитель. Зарубежная Европа — регион с весьма сложной и не очень благоприятной демографической ситуацией. На мировом фоне он выделяется низкой рождаемостью и низким естественным приростом, такое явление демографы называют демографической зимой. После второй мировой войны рождаемость в регионе повысилась, но в 50-е годы отчетливо наметилась тенденция к снижению рождаемости. В результате она упала до 13 человек на 1000 жителей (в сравнении с мировым показателем 26 промилле). В среднем европейская женщина производит 2,1 ребенка, при таком уровне рождаемости воспроизводство населения не обеспечивается.
Причины такой низкой рождаемости разнообразны. Главной среди них считается увеличение средней продолжительности жизни, что приводит к постепенному старению населения, а также резкое возрастание «цены» ребенка, влияние городского образа жизни, непрочность семьи, слабое влияние религии.
Задание: Проанализируйте таблицу «Воспроизводство населения в Зарубежной Европе». Найдите страны, являющиеся лидерами по показателям рождаемости, смертности, естественного прироста. Проанализируйте причины такого распределения. (В Албании самый высокий уровень рождаемости и естественного прироста, это связано с влиянием мусульманства. Сравнительно высокий уровень рождаемости в Ирландии, Исландии, Македонии. Но вместе с этим в Европе есть страны с очень низким рождаемости — Болгария, Греция, Испания, Италия, ФРГ.)
В каких странах особенно остро стоит демографическая проблема? {В странах с низкой рождаемостью и низким и естественным приростом.)
Какой вывод о типе воспроизводства населения можно сделать? (Все страны Европы, кроме Албании, имеют первый тип воспроизводства населения: низкую рождаемость, низкий естественный прирост.)
Воспроизводство населения в Зарубежной Европе
| Страны | Рождаемость | Смертность | Естественный прирост | 
| Австрия | 12 | 10,6 | 1,4 | 
| Албания | 26 | 6,0 | 20,0 | 
| Бельгия | 12,6 | 10,6 | 2,0 | 
| Босния | 15,7 | 6,2 | 9,5 | 
| Герцеговина | 10,7 | 12,2 | -1,5 | 
| Болгария | 13,9 | 11,2 | 2,7 | 
| Великобритания | 12,2 | 13,7 | -1,5 | 
| Венгрия | 10,1 | 9,3 | 0,8 | 
| Греция | 12,4 | 11,9 | 0,5 | 
| Дания | 19,0 | 9,0 | 10,0 | 
| Ирландия | 9,8 | 9,4 | 0,4 | 
| Италия | 19,0 | 7,0 | 12,0 | 
| Исландия | 10,4 | 8,3 | 2,1 | 
| Испания | 14,1 | 13,0 | 1,1 | 
| Латвия | 15,3 | 10,7 | 4,6 | 
| Литва | 19,0 | 7,2 | 11,8 | 
| Македония | 13,2 | 8,6 | 4,6 | 
| Нидерланды | 14,3 | 10,7 | 3,6 | 
| Норвегия | 14,0 | 11,0 | 3,0 | 
| Польша | 16,0 | 10,0 | 6,0 | 
| Португалия | 13,6 | 10,7 | 2,9 | 
| Румыния | 17,1 | 10,3 | 6,8 | 
| Словакия | 13,8 | 10,4 | 3,4 | 
| Словения | 13,2 | 10,1 | 3,1 | 
| Финляндия | 13,5 | 9,3 | 4,2 | 
| Франция | 10,1 | 11,1 | -1,0 | 
| ФРГ | 13,0 | 11,1 | 1,9 | 
| Хорватия | 13,6 | 13,1 | 0,5 | 
| Чехия | 12,3 | 9,3 | 3,0 | 
| Швейцария | 14,5 | 11,1 | 3,4 | 
| Швеция | 14,1 | 12,3 | 1,8 | 
| Эстония | 15,0 | 8,0 | 6,0 | 
Сравним регионы Европы по данным показателям. Самая неблагоприятная ситуация в странах Восточной Европы. Это связано с тем, что долгое время в условиях административного правления этими странами проводилась жесткая демографическая политика. Так, например, в Болгарии и Венгрии право на аборты и использование контрацептивов было ограничено. В Румынии до 1989 года аборт разрешался только женщинам, имеющим пять и более детей, а за незаконный аборт врачам грозило тюремное заключение. Ввоз и продажа контрацептивов были запрещены. Но после снятия таких ограничений рождаемость в этих странах резко упала, что привело к отрицательному естественному приросту.
В Западной Европе ситуация также неблагоприятная. Правительство этих стран вынуждено проводить демографическую политику, направленную на повышение рождаемости, причем без ограничений на аборты и использование контрацептивов. Но, тем не менее, расширенное воспроизводство населения наблюдается не во многих странах, а в некоторых, таких как ФРГ, наоборот, проявляется естественная убыль.
В Южной Европе до 80-х годов ситуация была благоприятной, но сейчас также наблюдается низкий уровень рождаемости.
В северной Европе благоприятная демографическая ситуация наблюдается только в Ирландии и Исландии.
Миграции
На этом же этапе урока учитель предлагает проанализировать направления, динамику трудовых миграций. Для этого следует использовать рисунок в учебнике на с. 164. Учитель обращает внимание учащихся, что существует закономерность между странами эмиграции и иммиграции. В чем она заключается? (Страны эмиграции — страны бывшие колонии, страны иммиграции — страны метрополии.)
Урбанизация
Задание: С помощью карт атласа разделить страны Европы на сильно-, средне -, и слабоурбанизированные, результаты оформить в виде схемы.

Проанализируйте полученные результаты. (В группе слабоурбанизированных стран преобладают страны Южной Европы. Это связано с тем, что в этом регионе благоприятные условия для развития сельского хозяйства, сохраняются традиции многодетных семей и т. д.).
Задание: Пользуясь картой городских агломераций в учебнике, выделите крупнейшие агломерации. Проанализируйте причины появления городов-миллионеров именно в тех районах, где они находятся. Результаты оформите в виде схемы.
Классификация городов – миллионеров по их географическому положению:

Сравните страны по числу городов-миллионеров. Какой вывод можно сделать? (Самое большое количество городов миллионеров находится в Великобритании — 7, ФРГ — 6, Италия — 5, Франция – 3, Польша — 3, крупнейшие города Европы размещаются вдоль европейского коридора — центральная ось развития.)
Вопрос: Пользуясь текстом учебника, определите основные этапы урбанизации в Европе. {Долгое время для Европы была характерна высокая степень урбанизации. Большая часть населения жила в крупных городах, однако в 70-е годы XX века начался отток населения в пригороды и в сельскую местность. Такое явление называется субурбанизацией. Субурбанизация объясняется многими причинами: изношенностью жилого фонда, скученностью населения в центральных районах городов, ухудшением состояния окружающей среды, переносом в пригороды предприятий, дороговизной земли и жилья в центре города, желанием жить в собственном доме. В тоже время субурбанизация характеризуется растеканием городского образа жизни и формирования обширных урбанизированных зон)
Национальный состав населения Европы
Вопрос: Вспомните, какие страны называются однонациональными, какие двунациональными, а какие – многонациональными? Какие из Европейских государств относятся к каждой из этих групп? Результаты работы можно оформить в виде таблицы.
| Однонациональные страны Европы | Двунациональные страны Европы | Многонациональные страны Европы | 
| Норвегия | Бельгия | Швейцария, Великобритания, Испания | 
Языковой состав населения Европы
Задание: Пользуясь картами
 
			 
		











