Цели: продолжить знакомить учащихся с творчеством Л. Н. Толстого; воспитывать в детях любознательность, наблюдательность; работать над развитием правильной речи.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
Несколько учащихся выразительно читают быль Л. Н. Толстого «Лев и собачка».
– В чем выразились любовь и преданность льва?
– Отчего умер лев?
– Знаете ли вы другие примеры необыкновенной дружбы животных? Расскажите об этом.
Физкультминутка
III. Изучение нового материала.
– Знаете ли вы, отчего на небе бывают тучи, что такое туман, почему идет дождь, какой бывает роса?
– На все эти вопросы нам помогут ответить рассказы Льва Толстого. Итак, какая бывает роса на траве…
Учитель читает рассказ Л. Н. Толстого «Какая бывает роса на траве».
– С чем сравнивает писатель росу?
– Какое настроение создает рассказ?
– Какие слова использует автор, чтобы передать необыкновенную красоту капелек утренней росы?
– Рассказ, который мы прочитали, – описание.
Описание – словесное устное или письменное изображение кого-либо или чего-либо.
При описании можно задать вопрос «какой?».
IV. Итог урока.
– Какие открытия сделали?
– Что особенно запомнилось, понравилось?
Домашнее задание: попробуйте и вы, ребята, дома описать какое-либо природное явление: рассвет, дождь, падающий снег, закат и т. д., но прежде перечитайте еще раз рассказ Л. Н. Толстого «Какая бывает роса на траве?» (с. 162, часть 1-я). Прочитайте и другой рассказ писателя «Куда девается вода из моря?» (с. 163, часть 1-я), подумайте над тем, является ли этот текст описанием или нет.