Урок 3. ПРЕДЛОЖЕНИЕ

0
464

Урок 3. Предложение

Цели: познакомить учащихся с предложением, со схематичной записью предложений; развивать связную речь учащихся, память, творческие способности.

Оборудование: учебник; нарисованные персонажи сказки «Теремок».

Ход урока

I. Мобилизующая часть урока.

II. Актуализация опорных знаний.

Постановка целей и задач урока.

Вопросы:

– Что такое речь?

– Какие виды речи вы знаете?

Ответы учащихся.

Учитель. Сегодня мы узнаем, из чего состоит наша речь. И научимся записывать ее при помощи схем.

III. Формирование новых знаний, умений, навыков.

Слово учителя. Наша речь состоит из предложений. В каждом предложении выражена определенная мысль. Например: Ученик рисует на доске домик.

Приведите примеры своих предложений.

Варианты ответов детей.

– Между предложениями делается остановка (пауза).

Я вам прочитаю рассказ, а вы посчитайте, сколько в нем предложений.

У Алеши был еж. Он жил в комнате. Встал однажды утром Алеша и не нашел ежа. Пропал ёжик. (4 предложения.)

– Каждое предложение можно записать, обозначить схемой. Тогда легче определить, сколько названо предложений.

На доске учитель изображает такую схему:

– Начало предложения показано черточкой, выступающей над полоской или линией слева, а конец предложения обозначен точкой справа от полосы или линии.

Я еще раз прочитаю рассказ «Про ежа», и мы с вами попробуем записать его при помощи схем.

Учитель читает рассказ, делая паузы между предложениями, выстраивая схемы предложений:

Вывод: в этом рассказе 4 предложения.

IV. Закрепление пройденного материала.

Выполнение упражнения по определению количества предложений в тексте – на слух.

Дети пришли в школу. Они сидят в классе. Начался урок.

Учитель повторяет рассказ, делая паузы между предложениями, а вызванный к доске ученик должен обозначить количество услышанных предложений. Для этого он последовательно выставляет заранее заготовленные карточки со схемами. Учащиеся определяют, что в этом рассказе три предложения. Соответственно выставлены три карточки.

Одновременно все ученики выполняют аналогичную работу, вычерчивая в тетрадях схемы:

Физкультминутка

V. Актуализация опорных знаний.

 Работа по учебнику: с. 8.

Вопрос:

– Герои какой сказки изображены на странице? («Теремок».)

▲ Чтение учителем сказки «Теремок».

ТЕРЕМОК

Стоит в поле теремок. Бежит мимо мышка-норушка. Увидела теремок, остановилась и спрашивает:

– Терем-теремок! Кто в тереме живёт?

Никто не отзывается.

Вошла мышка в теремок и стала в нём жить.

Прискакала к терему лягушка-квакушка и спрашивает:

– Терем-теремок! Кто в тереме живёт?

– Я, мышка-норушка! А ты кто?

– А я лягушка-квакушка!

– Иди ко мне жить!

Лягушка прыгнула в теремок. Стали они вдвоём жить.

Бежит мимо зайчик-побегайчик.

Остановился и спрашивает:

– Терем-теремок! Кто в тереме живёт?

– Я, мышка-норушка!

– Я, лягушка-квакушка. А ты кто?

– А я зайчик-побегайчик.

– Иди к нам жить!

Заяц скок в теремок. Стали они втроём жить.

Идёт лисичка-сестричка. Постучала в окошко и спрашивает:

– Терем-теремок! Кто в тереме живёт?

– Я, мышка-норушка!

– Я, лягушка-квакушка.

– Я, зайчик-побегайчик. А ты кто?

– А я лисичка-сестричка.

– Иди к нам жить!

Забралась лисичка в теремок. Стали они вчетвером жить.

Прибежал волчок – серый бочок, заглянул в дверь и спрашивает:

– Терем-теремок! Кто в тереме живёт?

– Я, мышка-норушка.

– Я, лягушка-квакушка.

– Я, зайчик-побегайчик.

– Я, лисичка-сестричка. А ты кто?

– А я волчок – серый бочок.

– Иди к нам жить!

Волк и влез в теремок. Стали они впятером жить.

Вот они все в теремке живут, песни поют.

Вдруг идёт мимо медведь косолапый. Увидел медведь теремок, услыхал песни, остановился и заревел во всю мочь:

– Терем-теремок! Кто в тереме живёт?

– Я, мышка-норушка.

– Я, лягушка-квакушка.

– Я, зайчик-побегайчик.

– Я, лисичка-сестричка.

– Я, волчок – серый бочок. А ты кто?

– А я медведь косолапый.

– Иди к нам жить!

Медведь и полез в теремок.

Лез-лез, лез-лез – никак не мог влезть и говорит:

– Я лучше у вас на крыше буду жить.

– Да ты нас раздавишь!

– Нет, не раздавлю.

– Ну так полезай.

Влез медведь на крышу и только уселся – трах! – раздавил теремок. Затрещал теремок, упал набок и весь развалился. Еле-еле успели из него выскочить:

мышка-норушка,

лягушка-квакушка,

зайчик-побегайчик,

лисичка-сестричка,

волчок – серый бочок.

Все целы и невредимы. Принялись они брёвна носить, доски пилить – новый теремок строить. Лучше прежнего выстроили!

■ Творческая работа учащихся. Театрализация сказки «Теремок».

Физкультминутка

 Работа по учебнику: с. 8.

Логическое упражнение.

Дети называют каждый предмет, изображенный в нижней части страницы, в отдельности, а потом общим словом – «инструменты».

Вопрос:

– Какие еще инструменты вы знаете?

VI. Итог урока. Рефлексия.

– Что нового узнали на уроке?

– Что особенно понравилось? Почему?

– Что вызвало затруднение? Почему?

Спасибо за урок.