Урок 3. Формирование общей культуры населения в области безопасности жизнедеятельности

0
775
общество

Цель урока. Систематизировать представления учащихся об общей культуре населения в области безопасности жизне­деятельности, подчеркнув значение уровня культуры населения в области безопасности жизнедеятельности для обеспечения национальной безопасности России. Сформировать убеждение в том, что национальная безопасность России — забота не только государства, но и каждого гражданина России.

Изучаемые вопросы

Возрастание отрицательного влияния последствий чрез­вычайных ситуаций и человеческого фактора на национальную безопасность России.

Общая система обеспечения безопасности населения страны.

Уровень культуры в области безопасности населения страны и национальная безопасность России.

Изложение учебного материала

1. Обратить внимание учащихся на то, что в современном мире чрезвычайные ситуации природного, техногенного и со­циального характера стали объективной реальностью в жизне­деятельности человека.

Последствия чрезвычайных ситуаций, имеющих место в России, оказывают все возрастающее влияние на состояние на­циональной безопасности России.

В Российской Федерации сохраняется тенденция ежегодно­го роста числа чрезвычайных ситуаций, обусловленных опас­ными природными явлениями. В техногенной сфере наблюда­ется высокий уровень аварийности, а по отдельным видам производства наблюдается ее рост (по данным МЧС России).

Подчеркнуть, что человеческий фактор оказывает постоян­но возрастающее отрицательное влияние на безопасность лич­ности, общества и государства и является если не главным, то определяющим фактором в деле обеспечения национальной безопасности России.

В современном мире особое место занимают чрезвы­чайные ситуации социального характера: войны, терроризм, похищение людей, наркомания, алкоголизм, курение и др. Эти чрезвычайные ситуации нередко называют «рукотворными», так как причиной происшествия является только человек, т. е. человеческий фактор составляет 100%.

2. Отметить, что в настоящее время общая теория безопасности жизнедеятельности достаточно детально проработана и
находит свое выражение в соответствующих системах безопасности: личной, коллективной, социальной, общественной, го­сударственной, национальной и международной. Обеспечение безопасности жизнедеятельности населения России осуществ­ляется в рамках общей системы национальной безопасности.

Под обеспечением безопасности жизнедеятельности населения в условиях чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени понимаются:

мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера;

оповещение населения о чрезвычайных ситуациях;

инженерная защита населения и территорий от чрезвычай­ных ситуаций;

радиационная и химическая защита населения;

эвакуация населения;

организация аварийно-спасательных и других неотложных работ в зонах чрезвычайных ситуаций, жизнеобеспечения насе­ления, пострадавшего от чрезвычайных ситуаций.

Все эти мероприятия осуществляются государством и на­правлены прежде всего на защиту населения страны.

3. Обсудить с учащимися возрастание роли каждого челове­ка и уровня его культуры в области безопасности жизнедеятель­ности в деле обеспечения национальной безопасности России.

Безопасность человека во многом зависит от него самого, от его готовности правильно оценить складывающуюся опас­ную ситуацию и найти из нее наиболее безопасный выход.

Далее необходимо подчеркнуть, что умение вести себя безопасно в различных опасных и чрезвычайных ситуаци­ях определяет защищенность человека от отрицательною воздействия на него фактора риска окружающей среды и характеризует его уровень общей культуры в области безо­пасности жизнедеятельности.

Человек, владеющий общей культурой в области безопасно­сти жизнедеятельности, должен постоянно формировать у себя определенные качества:

быть постоянно любознательным и стремиться научиться предвидеть возникновение различных опасных ситуаций по их наиболее характерным признакам, а также возможные их по­следствия для обеспечения личной безопасности и безопасности окружающих;

тренироваться в анализе развития событий при различных опасных ситуациях, уметь объективно оценивать свои возмож­ности, мысленно проигрывать варианты своего поведения в раз­личных опасных и чрезвычайных ситуациях и стремиться нахо­дить самый безопасный выход из складывающейся обстановки для себя и окружающих;

стремиться регулярно расширять круг своих знаний и уме­ний безопасного поведения в различных жизненных ситуациях, используя для этого рекомендации специалистов в области безо­пасности и свой жизненный опыт;

постоянно развивать в себе ответственное отношение к со­хранению окружающей природной среды;

воспитывать у себя ответственное отношение к сохране­нию и укреплению своего здоровья в качестве как индивидуаль­ной, так и общественной ценности, формировать индивидуаль­ную систему здорового образа жизни;

помнить, что здоровье граждан поддерживает благоприят­ную демографическую обстановку в стране, увеличивает актив­ную продолжительность жизни населения страны, гарантирует естественную смену поколений с учетом развития цивилизации, а значит, напрямую влияет на обеспечение национальной безо­пасности России.

В заключение урока подчеркнуть, что каждый гражданин России должен в полной мере осознать свою ответственность за национальную безопасность нашей Родины — России и по­стоянно стремиться повышать свой уровень культуры в области безопасности жизнедеятельности.

Контрольные вопросы

Какое влияние оказывают чрезвычайные ситуации при­родного, техногенного и социального характера на националь­ную безопасность России?

Какое влияние оказывает человеческий фактор на по­следствия различных чрезвычайных ситуаций?

Какие основные элементы включает в себя государст­венная система обеспечения безопасности населения страны от чрезвычайных ситуаций?

Что следует понимать под общей культурой человека в области безопасности жизнедеятельности?

От какого фактора в первую очередь зависит благопри­ятная демографическая обстановка в стране?

Домашнее задание Изучить § 1.4 учебника.