Урок 3 Тема: ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В КОНЦЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ. ИНТОНАЦИЯ

0
494
схемы

Урок 3

Тема: Знаки препинания в конце предложения.
Интонация

Цели: подготовить учащихся к осознанию того, что предложения могут произноситься с различной интонацией; учить выбирать соответствующий знак препинания; ввести термин «вопросительная интонация».

Ход урока

I. Минутка чистописания.

Подготовка руки к письму.

Лодка

Лодочка плывет по речке,

Оставляя на воде колечки.

Обе ладони поставлены на ребро, большие пальцы прижаты к ладоням (как ковшик). Имитируем покачивание лодки на волнах.

– С какой буквы начинается слово лодка? Напомните мне способ написания этой буквы.

Напишите буквы и слоги из упражнения 12.

II. Актуализация опорных знаний.

– Какие предложения вы составили дома. (Упр. 8, с. 8.)

– Какими правилами вы пользовались при составлении предложений?

– Составьте схему одного предложения. Какой знак препинания стоит в конце вашего предложения?

III. Формирование новых знаний.

1. Продолжение работы с упражнением 13.

– Прочитайте стихотворение.

– Есть законченная мысль в каждой группе слов?

– О ком говорится в первом предложении? А во втором? Связаны ли в этих предложениях слова по смыслу?

– Действительно, слова в этих предложениях запутались. Давайте исправим путаницу.

Запишите предложения про синичку – I вариант, про картину – II вариант.

Взаимопроверка.

– Ребята, с какой интонацией произносятся эти предложения?

По мере введения терминов учитель составляет опорную схему из заранее заготовленных карточек:

– В каждом предложении есть какое-то сообщение. В конце таких предложений ставится точка.

– Приведите примеры сообщений.

– Какой знак вы поставите в конце предложений? (Дети поднимают карточки, приготовленные на первом уроке.)

Учитель записывает на доске 2–3 предложения – примеры.

– Я немного поозорничаю и заменю точку на вопрос. Изменится ли интонация ваших предложений? Почему? Прочитайте их с новой интонацией.

2. Выполнение упражнения 15, с. 11 (устно).

– Прочитайте стихотворение. Что содержат выделенные предложения: вопрос, просьбу, приказ, сообщение?

– Как вопросительная интонация показана на письме?

– А теперь вы составьте предложения из слов и превратите их в вопросительные:

купил собака мальчик

девочка интересная читает книга

гуляет Маша

3. Выполнение упражнения 16, с. 12.

– Скажите, что содержит каждое предложение и как оно произносится.

– Часто в вопросительных предложениях прячутся слова-вопросы. Отыщите их в предложениях.

– Спишите предложения. Поставьте нужные знаки. Подчеркните слова-вопросы.

IV. Закрепление.

– Знаки препинания расшалились и встали не на свои места.

Помогите им встать правильно.

Ежик

– Что ж ты, еж, такой колючий.

– Это я на всякий случай:

Знаешь, кто мои соседи.

Лисы, волки и медведи?

– Почему вы так поменяли знаки?

v. Итог урока.

– Что нового вы узнали на уроке?

– Что вам удалось?

Домашняя работа: устно упражнение 14, с. 11.