Ц е л и: познакомить с первым и вторым спряжением глаголов, их отличительными чертами; учить распознавать спряжение глаголов.
Х о д у р о к а
I. Орфографическая минутка.
Не мог, не сверкает, негодуете, не цветет, не выходим, ненавижу, не пришел, неволишь, невзлюбила.
С а м о п р о в е р к а. (Слова записаны на доске.)
II. Актуализация опорных знаний.
– У каких глаголов можно определить лицо и число? Сделайте это.
– Что можно определить у остальных глаголов?
В ы п о л н е н и е упражнения 54 на с. 78 по заданию учебника.
– Что называется спряжением?
III. Формирование новых знаний.
1. Н а б л ю д е н и е над окончаниями глаголов.
К доске вызываются два ученика. Один спрягает слово шуметь, второй – сновать.
З а д а н и е: выделите окончания. Обратите внимание на гласную в окончании. Что заметили?
Прочтите сведения о языке на с. 78.
– Сколько спряжений у глаголов настоящего и будущего времени?
– А вот какие глаголы относятся к I спряжению, а какие – ко второму, вам поможет узнать с к а з к а.
Давным-давно в царстве Грамматика жил-был славный царь Глагол. Было у царя два сына: I спряжение и II спряжение. Призвал однажды царь Глагол сыновей и стал говорить им:
– С тар я стал, трудно мне управлять государством. Пришло время вам заменить меня. Д аю вам три дня и три ночи, чтобы вы решили, как вам царствовать.
Думали сыновья и решили: I спряжение будет править теми глаголами, которые в окончании имеют гласную «е», а II спряжение – гласную «и». Пришли сыновья к отцу и сказали о своем решении. Глагол обрадовался и издал указ о разделении царства.
( У читель вывешивает схему-сигнал.)
2. Р а б о т а с таблицей
– Какие личные окончания глаголов I и II спряжения одинаковы?
– Окончания каких глаголов существенно отличаются от остальных? (В 3-м л. мн. ч.)
Чтоб определить спряжение,
Посмотри на окончание.
И еще на ударение
Обрати внимание!
Когда окончание под ударением,
Легко ты узнаешь, какое спряжение. Т. Рик
IV. Первичное закрепление.
Определите спряжение глаголов.
Ц ветет, лежат, пищит, пьют, прилетите, горишь, замолчу, проползет, идет, поете, победят, сидишь, трещит, горим, кричим, сгрызут, утаит.
V. Итог урока.
– Что нового узнали?
– Как определить спряжение глагола?
Домашнее задание: упражнение 58, с. 87