Прямая речь
Ц е л ь: ознакомить учащихся с прямой речью, ее обозначением на письме, схематическим обозначением предложений с прямой речью.
Х о д у р о к а
I. Актуализация опорных знаний.
Н а д о с к е записаны предложения.
1. Солнце было уже высоко … туман еще держался в лесу.
2. Жара ст..яла нест..рпимая … р..бята не выл..зали из реки.
3. На одном б..регу реки в..днелась деревня … на другом т..мнел с..сновый бор.
– Определите тип предложений по количеству грамматических основ. Подумайте, какие союзы надо вставить в сложные предложения.
– Объясните написание пропущенных орфограмм и расстановку знаков препинания.
– Запишите одно предложение в тетрадь, подчеркните грамматические основы.
II. Формирование новых знаний.
1. Р а с п о з н а в а н и е в устной и письменной речи предложений с прямой речью.
1) В ы п о л н е н и е упражнения 89.
– Прочитайте текст. Найдите в тексте предложения, которые передают дословно речь Крошечки-Хаврошечки (вариант I), и предложения, которые передают речь коровушки (вариант II).
– Прочитайте сведения о языке на с. 52.
– Как называется такая речь?
2) У п р а ж н е н и е 90 учащиеся выполняют по заданию.
З а д а н и е:
– Найти и прочитать речь няни.
– Определить, какие слова помогли узнать, чья это речь.
Ч т е н и е текста по ролям.
2. Т е с т.
у читель читает предложения, ученики записывают в тетрадь номер предложения, в котором есть прямая речь.
1) «Я уже сделал», – сказал Дима.
2) «Пора возвращаться домой», – сказал папа.
3) Папа сказал, что пора возвращаться домой.
4) «Ждем вас опять, ребята», – сказали наши знакомые.
5) «Какое чудо!» – воскликнул малыш.
6) Мы попросили лесника проводить нас домой.
(О т в е т ы : 1, 2, 4, 5.)
III. Наблюдение над обозначением прямой речи на письме.
1. В ы п о л н е н и е упражнения 91.
Работа проводится по вопросам плана, данного в конце упражнения.
– Прочитайте сведения о языке на с. 53.
– А теперь составим схемы предложений с прямой речью из упражнения 91.
2. В ы п о л н е н и е упражнения 92.
– Прочитайте и выполните первое задание к упражнению.
– Понятно ли вам, кто и к кому обращается?
– Добавьте вместо точек слова автора, используя слова для справок.
– Как оформить на письме предложения с прямой речью? Составьте схемы предложений.
IV. Итог урока.
– Что нового узнали на уроке?
– С помощью каких знаков препинания прямая речь обозначается на письме?
Закончите предложения:
? п ервое слово прямой речи пишется…
? Если прямая речь стоит после слов автора, то перед ней ставится…
? Если прямая речь стоит перед словами автора, то после конечных кавычек ставится…
Н а д о с к е записано предложение и схема, составленная к нему.
Петух захлопал крыльями и запел – «ку-ка-ре-ку».
– Исправьте ошибки, если они есть.
Домашнее задание: упражнение 93.