Урок 26
Тема: звук и буква «Й» (и краткое)
Цели: познакомить с особенностями звука [й’] и буквы «й»; активизировать умение делить слова на слоги; развивать умение распознавать гласные и согласные звуки, а также буквы, которыми обозначают на письме эти звуки.
Ход урока
I. Минутка чистописания.
1. Подготовка руки к письму.
ЖУК
Жук летит, жужжит, жужжит
И усами шевелит.
Пальчики в кулачок. Указательный и мизинец разведены в стороны, ребенок шевелит ими.
2. Выполнение упражнения 20, с. 73.
– Василий – это имя взрослого мужчины. А как назовем мальчика?
– Назовите звуки в этом слове.
– Есть ли в слове Вася буква-хитрюга? Какая? Почему?
II. Актуализация опорных знаний.
– Назовите все буквы-хитрюги.
– Почему мы их так называем?
– Когда буквы е, ё, я, ю обозначают два звука?
III. Формирование новых знаний.
– Что общего в словах яма, если, Яна, юрта? (Слышится 1-й звук [й’].)
– А что общего вы услышали в словах: май, пой, жуй, лей, трамвай? (Последний звук в словах [й’].)
Букву й зовут – «и кратким».
Й как И в твоей тетрадке.
Чтобы Й не путать с И
Сверху галочку пиши.
В. Степанов
– Какими буквами обозначается звук [й’]? (е, ё, ю, я, й.)
1. Выполнение упражнения 21.
– Назовите в словах одинаковый звук.
– Гласный он или согласный?
– Каковы же особенности звука [й’]?
2. Выполнение упражнения 22, с. 73.
– Не читая стихотворения, можете ли вы назвать его или процитировать? Кто автор?
– Найдите слова с буквой й.
– Разделите их на слоги.
– Образует ли звук [й’] слог? Сделайте вывод.
– Начертим схему:
3. Выполнение упражнения 23, с. 74.
– Прочитайте группы слов.
– Что называют эти слова?
– Какие предметы можно так описать? Если затрудняетесь, пользуйтесь словами для справок.
– Запишите полученные предложения.
– Подчеркните слоги с й.
4. Выполнение упражнения 24, с. 75.
– Прочитайте и отгадайте загадку.
– Что вы можете сказать о правописании слова воробей?
– Что вы можете рассказать о третьем предложении?
– А о четвертом?
IV. Закрепление.
! Игра «Пойми меня».
Класс делится на 5–6 групп. Учащиеся выстраиваются друг за другом лицом к доске. Задача: задумать слово со звуком [й’] и «написать» его на спине впереди стоящего ребенка. Слово «переписывается» до первого ученика, он его должен воспроизвести на доске.
Выигрывает та команда, чье слово будет написано верно.
V. Итог урока.
– Назовите слова, в которых звук [й’] стоит в конце слова, в середине слова, в начале слова.
– Восстановите «солнышко» (блок-схему).