Урок 25. Право и правопорядок

0
590

Цели: рассмотреть роль права и правопорядка в жизни че­ловека; развивать учебно-исследовательские умения учащихся, критическое мышление.

Основные понятия: правопорядок, законность, милиция. Оборудование: учебник, дополнительный материал.

План изучения нового материала

1. Что такое правопорядок?

2. Органы охраны правопорядка.

Ход урока

I. Организационный момент

Придумайте ситуации, которые иллюстрируют понятия «пра­вопорядок», «законность», «милиция».

II. Актуализация знаний

Учитель предлагает учащимся выполнить проверочную работу.

1. Главным законом государства выступает конституция страны.

1 )да; 2) нет.

2. Первая конституция появилась в 1787 г. в Англии.

1) да; 2) нет.

3. В России декабристы, вышедшие в 1825 г. на Сенатскую площадь, предложили конституцию.

1 )да 2) нет.

4. В США основной закон страны не менялся двести лет.

1) <Эа; 2) нет.

5. Референдум – всенародное голосование.

1) да; 2) нет.

6. Конституция РФ состоит из 2 разделов, 8 глав, 137 статей.

1) да; 2) нет.

7. Согласно Конституции Россия — демократическая рес­публика.

1) да; 2) нет.

8. Парламент нашей страны — Государственная дума.

1) да; 2) нет.

9. Депутатом Государственной думы можно стать с 21 года.

1 )да; 2) нет.

10. В Конституции нашей страны закреплен принцип разде­ления властей.

1) да; 2) нет.

III. Изучение новой темы

Учитель вводит основные понятия урока.

Правопорядок — это закрепленный правовыми нормами осо­бый режим поведения людей.

Законность — политико-правовой режим, при котором госу­дарство (особенно суды и милиция) и граждане строго соблюдают правовые нормы и законы.

Милиция — это правоохранительный орган.

IV. Работа с учебником

1. Прочитать текст «Органы охраны правопорядка» на с. 124—127 учебника.

2. Сделать пометки, используя метод «инсерт».

3. Выделить в тексте ответы на вопросы:

Что входит в задачи милиции? (Обеспечение личной и иму­щественной безопасности граждан; охрана общественного порядка; пресечение и раскрытие преступлений; оказание помощи гражданам в осуществлении их законных прав и ин­тересов.)

Чем занимается криминальная милиция? (Розыском пре­ступников, раскрытием сложных преступлений. )

— Каковы функции милиции общественной безопасности?

(Обеспечение порядка на улицах, дорогах, вокзалах, в различ­ных общественных местах.)

О чем гласит статья 51 Конституции РФ? (Человек не под­лежит уголовной ответственности, если он отказывается от дачи свидетельских показаний против себя самого, своих ■ близких родственников.)

— Какие функции выполняет паспортно-визовая служба? (Обеспечивает получение гражданином паспорта.)

Что такое паспорт? (Документ, удостоверяющий личность.)

Какие вопросы решаются в суде?(Решается, кто виноват, а кто прав в правовых конфликтах.)

Какие вы знаете юридические профессии? (Судебные при­ставы, прокурор, следователь, адвокат.)

Какие законы регулируют юридическую деятельность? («Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Феде­рации», «О прокуратуре Российской Федерации», «О мировых судьях в Российской Федерации» и др.)

V. Практикум

Организуется работа в парах. Учащиеся обсуждают задания практикума (с. 128 учебника) и совместно принимают решение.

VI. Лекция

Из истории милиции

СНК РСФСР 3 апреля 1919 г. издал декрет «О советской рабоче-крестьянской милиции», по которому сотрудники мили­ции не подлежали призыву в Красную армию, оставались на своих местах и считались прикомандированными к управлениям испол­комов Советов. На НКВД возлагалась обязанность держать в дей­ствующей армии 1 /3 милиционеров и 1/5 командного состава ми­лиции. В милиции вводилась военная дисциплина и обязательное обучение военному делу. Части милиции, находящиеся в районах боевых действий, по согласованию реввоенсоветов армий и фрон­тов с местными Советами, могли привлекаться к участию в боевых действиях. При этом они переходили в подчинение к армейским военачальникам. НКВД 15 апреля 1919 г. послал на места цир­куляр, разъясняющий «неразумным» практическую реализацию вышеназванного декрета от 3 апреля 1919 г. В соответствии с дек­ретом СНК и циркуляром НКВД была произведена перестройка органов милиции согласно воинским уставам. Правовое закреп­ление порядка участия милиции в боевых действиях освободило ее от специальных мобилизаций, проводившихся ранее.

В соответствии с декретом СНК от 3 апреля 1919 г. содержание всех видов милиции осуществляло государство.

Кроме общей (уездно-городской) милиции для организации правопорядка в стране организуются специализированные виды милиции. Так, 21 февраля 1919 г. ВЦИК издает постановление «Об организации железнодорожной милиции и железнодорож­ной охраны», а еще до этого, 25 июля 1918 г., СНК принял декрет «Об учреждении речной милиции». Затем в апреле 1919 г. последо­вал декрет ВЦИК о советской речной рабоче-крестьянской мили­ции. Вначале железнодорожная и речная милиции формировались по территориальному принципу, но затем в железнодорожной милиции формирование происходило по линейным отделам на каждой из железных дорог, а речная милиция стала формировать­ся применительно к бассейнам водных путей. В конце 1920 г. по решению Совета труда и обороны вся железнодорожная и водная милиция перешла в распоряжение командующего внутренними войсками республики.

Осенью 1919 г. НКВД, обследовав состояние охраны на пред­приятиях, принял решение организовать промышленную мили­цию. На нее возлагались задачи борьбы с хищениями госсобст­венности и т. п.

3 марта 1920 г. в составе ГУ милиции РСФСР образовали в гу­бернских управлениях отделения промышленной милиции, на предприятиях — ее подразделения.

Вопросы:

— Когда была образована милиция?

— Чем современная милиция отличается от милиции 1920-х гг.?

VII. Подведение итогов урока

— Какая информация вам не до конца понятна?

— Какая информация вам была знакома из других источников?

— Что нового вы узнали?

Учитель анализирует ответы на поставленные вопросы.

Домашнее задание

Прочитать с. 123—128. Подготовить небольшое сообщение «Правосудие в античном обществе».