Цели урока: обобщить знания и умения, сформированные в процессе изучения раздела, выявить качество усвоения основных теоретических знаний (понятий, связей, закономерностей), раскрытых в каждой теме; совершенствовать умения устанавливать связи между компонентами природы, деятельностью населения и изменениями природы под воздействием хозяйственной деятельности; развивать умения сравнивать, группировать, оценивать, делать обобщающие выводы, высказывать личное мнение, отстаивать свои убеждения.
Средства обучения: карты мира атласа (физическая, строения земной коры, климатическая, климатических поясов и областей, почв, природных зон, народов, плотности населения, политическая, экологических проблем).
Основные представления и понятия: географическая среда, широтная зональность и вертикальная поясность, географическое положение объекта, природно-территориальные, аквальные, антропогенные комплексы, природная зона; этносы, миграции людей, культурно-исторические регионы мира; платформы и складчатые пояса, закономерности размещения крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых; климатообразующие факторы, воздушные массы, общая схема движения воздушных масс, климатические пояса, водная масса, схема поверхностных течений Мирового океана; режим и годовой сток рек; особенности важнейших природных зон; основные черты природы и населения южных и северных материков, важнейшие черты природы океанов.
План урока (методы, приемы, формы учебной деятельности)
Географическая оболочка и географическая среда
Беседа. Актуализация знаний учащихся: обсуждение темы “Различия между географической оболочкой и географической средой”
Работа с учебником (стр. 95). Итоги изучения II раздела
Домашнее задание (по выбору)
Творческие задания (по выбору)
Объявления и информация для учащихся
Комментарий к уроку
Работа учащихся на уроке (коллективная)
Работа учащихся на уроке (индивидуальная)
Материалы к следующему уроку