Урок 23 Тема: «МОРСКОЙ БОЙ САЛТАНА И ПИРАТОВ». ВЫРАЖЕНИЕ НАМЕРЕНИЙ ЧЕРЕЗ УКРАШЕНИЕ

0
919
химия

Вид занятий: украшение цветом, символами с выражением намерений – добрых или злых.

Цели и задачи: дать понятие о символике изображений; зна­комство с произведениями изобразительного искусства в приклад­ных видах творчества.

Оборудование урока: гуашь, крупная и тонкая кисти, клей, булавки.

Зрительный ряд: слайды и репродукции произведений художников, иллюстрации детских книг: И. Билибин картины к «Сказке о царе Салтане», произведения народного искусства; Н. Рерих «Заморские гости».

Литературный ряд: «Сказка о царе Салтане» А. С. Пуш­кина.

Ход урока

I. Организация класса.

Проверка отсутствующих, готовности к уроку.

II. Беседа по теме урока.

– Как могут говорить украшения? Например, в этих плавных формах-узорах больше спокойствия и доброты.

А эти острые формы кажутся злыми и колючими. Эти цвета веселы: в них много солнечного света. А здесь яркие цвета кажутся тревожными, потому что окружены темными.

– Из каких форм и цветовых сочетаний ты сделаешь украшение для злой и для доброй фей?

– Вы помните «Сказку о царе Салтане» А. С. Пушкина? Пом­ните, в гости к князю Гвидону плыл флот царя Салтана? У царя иего свиты было хорошее, доброе настроение. Свой флот они укра­сили празднично, весело.

– Представьте, что флот Салтана встретился в море с армадой (флотом) пиратов злых и хищных. Как могли быть украшены их корабли? (Ответы детей и обобщение учителя.)

III. Работа над заданием.

Самостоятельная работа учащихся.

Класс разделить на две группы.

Задание: украсить два сказочных флота – добрый и злой. Украшения подобрать такие, которые выражали бы намерения -добрые и злые.

В начале урока на склеенном вдвое полотнище обоев (прикреп­ленном к доске) прикалываем два одинаковых по силуэту флота, идущих навстречу друг другу.

Кораблики и паруса белые (размер в две ладошки). Флоты со­вершенно одинаковы, и, значит, характеризовать их намерения не­возможно.

– Как нужно украсить флот Салтана и флот пиратов, чтобы они не были похожи? Какие цвета и формы узоров выбрать? (Ответы детей.)

Далее сказка: злой волшебник стер все краски, и мы не мо­жем разобраться, где чей корабль и кто с кем воюет!

Задача двух групп ребят: цветом, элементарными символами различить (оснастить) флоты.

Детям раздаются или заготовки, или трафареты для обводки и вырезания элементов (лодка, парус). Заготовки парусов, кораблей учитель может вырезать заранее и заранее придумать их компози­цию.

Проводится небольшая беседа о роли цвета, символов, пригод­ных здесь (солнце, лебедь, коршун, змеи, драконы и т. п.).

К концу урока корабли, паруса закрепляются по своим местам на листе (синего цвета). Итог – два совершенно разных флота. Один – веселый, радостный, другой – страшный, мрачный. Можно дать названия кораблям (мелко написать печатными буквами).

IV. Итоги урока.

Анализ выполненной работы. Оценка работ.

Домашнее задание.