Урок 30 Тема: «ПТИЦЫ». РИТМ ПЯТЕН КАК СРЕДСТВО ВЫРАЖЕНИЯ

0
981
физика

Вариант: детские игры, салочки, футбол, бегуны – апплика­ция бумажных силуэтов.

Тема коллективной композиции «Стая птиц».

Принцип организации коллективной деятельности: работа конвейером (4 группы).

Форма организации коллективной деятельности: совмест­но-последовательная,

Вид занятий: рисование по памяти; декоративно-прикладное творчество.

Цели и задачи: знакомство с объемным моделированием или обрывной или отрезной аппликацией; дать представление о компо­зиции; учить работе по памяти; овладение умением творчески пре­образовывать реальные формы, создавать коллективную компози­цию, работать конвейером.

Оборудование урока: тонированная бумага (голубая, серя, белая), цветная или белая бумага, ножницы, клей, нитки.

Зрительный ряд: технологическая карта (и на доске, на каждого ученика); детские работы, студенческие, близкие по зада­нию; методические таблицы «Ритм»; репродукции: А. Дейнека «Лыжники», «Коньки», А. Рылов «В голубом просторе», Е. Чару­шин «Воробьи»», архангельская птица счастья из щепы.

Музыкальный ряд: фрагменты с выраженной ритмиче­ской организацией.

Ход урока

I. Организация класса.

Проверка отсутствующих, готовности к уроку.

II. Беседа по теме урока.

Учитель. Посмотрите, какими разными могут быть ритм и движение пятен в рисунке.

– Здесь птицы летят спокойно, ровно.

– Вдруг одна птица вылетела. Ритм нарушился.

– А вот птицы в беспорядке слетаются на корм.

– Или разлетаются в страхе от опасности.

– А вот птица у нижнего края листа, и, кажется, ей стало тяже­лее «лететь». Вот птицы слетаются. А вот разлетаются.

На картине А. Рылова птицы парят высоко под облаками. Они создают торжественное движение и ритм.

А на рисунке Е. Чарушина ритм и движение пятен совсем дру­гие. Может быть, эти воробьи слетелись на день рождения к своему другу? Или это их вожак, которого они слушают? Главный герой в центре, а гости окружили его хороводом.

Е. Чарушин. Воробьи. Акварель

Ритм пятен является выразительным средством в изобрази­тельном искусстве. Надо, чтобы дети поняли, что от изменения по­ложения на месте даже одинаковых пятен, силуэтов изменяется и содержание композиций.

Ритм, ритмичность (греч. rhythmos) – в области изобрази­тельного искусства: повторяемость, чередование тех или иных композиционных элементов произведения (при строгой их сопод-чиненности). В более широком значении оно указывает на особую соразмерность частей, ведущую к строгой, закономерной слажен­ности целого. Ритм может проявляться через контрасты группиро­вок, фигур, предметов, линий, движений, светотеневых и цветовых пятен и пр.

Затем учитель рассказывает школьникам о легенде русского Севера – птице счастья, которую делают мастера, расщепляя бру­сок обыкновенного дерева.

Преподаватель показывает щепную птицу счастья, знакомит учеников с ее символикой и особенностям изготовления. Школь­никам предлагается выполнить импровизацию, стилизацию щеп­ной птицы из картона, бумаги.

III. Работа над заданием.

Преподаватель демонстрирует технику и этапы выполнения фигуры птицы, согласовывая каждый этап работы с изображени­ем на технологической карте, которая лежит на парте каждого ученика. Так как задание предстоит выполнять совместно, необ­ходимо организовать последовательную форму изготовления ка­ждой птицы.

Для выполнения фигур птиц класс целесообразно разделить на три группы по рядам, тогда каждый ряд становится своеобразным конвейером, а парта – это рабочее место, на котором выполняется деталь птицы и этапы ее сборки.

Работа групп на местах. Работа конвейера

Конструирование птицы. Бумага

Мобиль «Стая птиц»

Методика организации совместно-последовательной деятельности над объ­емно-пространственной композицией по принципу конвейера.

Четыре этапа работы конвейера – четыре группы работают над каждым из элементом коллективной композиции. Основные этапы работы конвейера:

1) разметка и вырезка туловища птицы;

2) разметка и выполнение прореза для крыльев;

3) складывание бумаги «гармошкой» для хвоста;

4) вырезание узоров на хвосте – соединение туловища с хвостом;

5) складывание бумаги «гармошкой» для крыльев;

6) вырезание узоров на крыльях, соединение крыльев с туло­вищем;

7) выполнение крестовины для мобиля (объединенной воедино группы), прикрепление нити к птицам, сборка.

Можно задание выполнять по рядам, каждый ряд крепит своих птиц у доски, на фоне тонированного листа.

Далее на ниточке подвешиваем птиц из бумаги перед панно (листом) так, чтобы они могли двигаться и летать. Придумываем название.

IV. Итоги урока.

Уборка рабочих мест.

Домашнее задание: увидеть в окружающей жизни выра­зительные ритмические ситуации (играющие дети, очередь, маши­ны на улице, ритм домов на улице, урок физкультуры и т. д.).


 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите свой комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь