Цели: сформировать представление об электроэнергетике мира: странах с высоким количеством электроэнергии на душу населения и низким, о странах с различной структурой энергетического баланса.
Оборудование: статистические материалы, карта «Топливно-энергетический комплекс мира», учебники, атласы.
Ход урока
Проверка домашнего задания
Учитель может выборочно взять несколько контурных карт на проверку. Остальные учащиеся обмениваются картами с соседом по парте и осуществляют взаимопроверку.
Опрос
Задания на понимание причинно-следственных связей:
Как объяснить, что Япония, занимая в ведущей семерке стран втрое место по производству промышленной продукции, по потреблению первичных энергетических ресурсов на душу населения занимает четвертое место? (Япония с успехом внедряет энергосберегающие технологии в производство, что вызвано необходимостью. Не имея собственного топлива, она вынуждена закупать его.)
Почему Индия и Китай, входящие в десятку стран, по объему промышленного производства относятся к группе стран с низким потреблением энергетических ресурсов? (Эти страны с высокой численностью
населения и на 1 человека получается низкий показатель потребления энергоресурсов.)
Какая группа стран, по вашему мнению, относится к группе стран с низким потреблением энергоресурсов? (Наиболее бедные страны).
Задания на знание фактического материала:
Какие страны и регионы относятся к чистым экспортерам нефти, к чистым потребителям нефти, сочетают собственную добычу с импортом, сочетают импорт с экспортом? (США, страны Карибского бассейна, Бразилия, Ближний Восток, Северная Африка, Япония, Франция.)
Доля, какого типа топлива дошла в XX веке до 80%? Каковы причины такой высокой его добычи и потребления? Каковы перспективы дальнейшего его использования?
Тестирование
Учитель проводит тестирование (см. приложение).
Изучение нового материала
Вспомните материал 9 класса. Какие виды электростанций вы знаете? В чем преимущества каждого вида электростанций? Каков энергетический баланс в России?
Энергетический баланс в мире
Задание: Проанализировать таблицу, выявить регионы с большой выработкой электроэнергии. (Можно построить столбчатую диаграмму на доске или в тетрадях.)
Структура выработки электроэнергии (%, 90 гг.)
Задание: Выделить регионы с преобладанием определенных видов электростанций. Результаты сравнения регионов вынести в таблицу. Объясните полученные результаты. |
В мире в целом преобладают регионы с высокой долей ТЭС, особенно велика доля ТЭС в Зарубежной Европе. В Латинской Америке преобладают ГЭС, это связано с наличием здесь рек с высоким гидропотенциалом, а также нет необходимости строить ТЭС — на материке преобладают районы с жарким климатом. В Зарубежной Европе и Северной Америке в энергетическом балансе высокая доля АЭС. Это вызвано тем, что страны Европы не имеют рек с высоким гидропотенциалом, а топливо они вынуждены закупать.
Задание: Пользуясь данными таблицы «структура выработки электроэнергии», высчитайте долю стран «Севера» и «Юга» в производстве электроэнергии. Сделайте вывод. {Доля в производстве электроэнергии в странах «Севера» выше, чем в «Странах Юга».)
Структура выработки электроэнергии на разных электростанциях по странам мира.
Учащимся предлагается заслушать доклады об электростанциях мира и заполнить данную схему.
ГЭС мира
В некоторых странах большая часть электроэнергии вырабатывается на ГЭС: в Швеции и Египте — 50-60%, в Швейцарии и Новой Зеландии — более 90%, в Норвегии — практически вся. Теоретически гидропотенциал планеты Земля оценивается в 33-49 трлн кВт.ч, а экономически возможен (при современном уровне техники) — в 15 трлн кВт.ч.
Степень освоенности гидропотенциала в разных странах разная. ( В целом по миру 14%.) В Японии он используются на 2/3, в США и Канаде – на 3/5, в Латинской Америке на 1/10. а в Африке на 1/20 гидроресурсов. В настоящее время в мире действует около 110 ГЭС, большинство (около 50%) из них находится в развитых странах. Крупнейшими по мощности из действующих за рубежом ГЭС могут считаться: «Итайпу» – на реке Парана, венесуэльская «Гури» на реке Карони. В некоторых странах практически весь потенциал использования рек исчерпан (Швеция, Норвегия, ФРГ и др.). В энергоснабжении многих стран ГЭС играют решающую роль. Например, в Норвегии, Австрии, Новой Зеландии, Бразилии, Гондурасе, Гватемале, Танзании, Непале, Шри-Ланке, Канаде, Швейцарии.
Задание: Выделить по карте атласа страны преобладанием ГЭС.
ТЭС мира
В мире по-прежнему преобладают ТЭС, работающие на минеральном сырье, главном образом, угле, нефти, газе. ТЭС, могут работать на угле (ЮАР, Китай, Индия, Польша, Австралия, ФРГ); на газу (Норвегия, Алжир, Россия); на мазуте (страны Северной Африки, Ближнего Востока). Но такие электростанции экологически опасны, поэтому доля электроэнергии выработанной на них постепенно уменьшается.
АЭС мира
В последние 20 лет производство электроэнергии на АЭС выросло более, чем в 10 раз. До начала 90 гг. производство росло опережающими темпами по сравнению с другими типами электростанций. Особенно выделялись развитые страны. Это объяснялось более низкими потребностями АЭС в сырье, чем ТЭС. Однако темпы роста в конце 90 гг. резко замедлились, сказывалось падение цен на нефть и психологическое впечатление от последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Тем не менее, в 32 странах мира действуют АЭС. Больше всего доля АЭС в общем производстве электроэнергии во Франции, Японии, США, Германии, Великобритании, России. А по доле в выработке энергии на АЭС выделяются Литва, Бельгия, Франция. Крупнейший атомно-энергетический комплекс — «Фукусима» в Японии, насчитывает 10 энергоблоков. К числу главных производителей уранового концентрата относятся Канада, США, Австралия, Намибия, Россия.
Альтернативные источники энергии
Информацию об альтернативных электростанциях учитель предлагает учащимся взять из учебника или заслушать доклад одного из учащихся.
Геотермальные электростанции: страны центральной Америки, Филиппины, Исландия, Россия, Япония, США.
Приливные электростанции: Франция, Великобритания, Канада, Россия, Индия, Китай.
Солнечные электростанции есть в 30 странах мира.
Ветроэнергетические установки: Западная Европа (ФРГ, Дания, Великобритания, Нидерланды), США, Индия, Китай.
Во многих странах электростанции принадлежат государству (Франция, Италия), в некоторых странах — частному капиталу (США, Япония, Великобритания), существует так же ряд стран, в которыз электростанции находятся в смешанной собственности (Германия).
Электроэнергия передается по системе международных ЛЭП. В большинстве стран существуют единые энергосистемы, хотя в США, Канаде, Китае, Бразилии их нет.
Организации, связанные с электроэнергетикой
Европейское Сообщество по Атомной Энергии (Евратом) – интеграционная группировка 12 стран — членов ЕС. Создано в 1958 году с целью объединения ресурсов ядерного сырья и атомной энергетики стран- участниц. Штаб-квартира в Брюсселе.
Международное Агентство по Атомной Энергии (МАГАТЭ), создано в 1957 году для развития международного сотрудничества в области мирного использования атомной энергии. Объединяет (2000 год) 130 государств. Местопребывание — Вена.
Закрепление изученного материала
Определите лидера по выработке электроэнергии в Африке (ЮАР.)
Выделите страну, лидирующую по выработке электроэнергии на душу населения: Мавритания, Ливия, Мали, Чад, Нигер.
Отметьте страну, структура электроэнергетики которой отличается от других стран. Южная Корея, Литва, Бельгия, Италия, Франция. (Во всех странах, кроме Италии, большая часть электроэнергии вырабатывается на АЭС.)
Статистические данные:
Домашнее задание
Читать текст учебника на с. 130-131.
Отметить в контурных картах страны с высокой и низкой долей вырабатываемой электроэнергии на душу населения.