Цели: подвести учащихся к пониманию значения политических прав и свобод в жизни современного общества; ознакомить учащихся с последними политическими событиями в нашей стране, политическими партиями и их основными программными требованиями; продолжить формирование умений анализировать дополнительную литературу к уроку, делать выводы, работать по тексту учебника, излагать «сквозные» вопросы темы урока; способствовать воспитанию у учащихся понимания важности влияния политических событий происходящих в стране на жизнь каждого человека.
Оформление доски: тема урока, план изучения новой темы, понятия (свобода собраний; свобода ассоциаций; свобода слова; цензура, гласность), домашнее задание.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация опорных знаний учащихся по теме «Социальные права человека»
1. Подготовка устного развернутого ответа по карточкам № 46-48.
КАРТОЧКА № 46
1. Внимательно прочитайте вопрос и подготовьте развернутый ответ на него:
– Какие направления в социальной политике нашей страны можно считать приоритетными?
2. Для этого подумайте над вопросами:
– Каким образом социальные права человека связаны с его экономическими правами?
– От каких факторов зависит социальное положение человека в обществе?
– Как государство может способствовать повышению социального положения человека?
– Каковы основные направления социальной политики Правительства России?
– Какими чертами характеризуется социальное государство?
– Каких результатов удалось добиться нашей стране в улучшении социальной защищенности человека?
– Какие проблемы в области социальной политики по-прежнему остаются напряженными?
– Какие слои общества нуждаются в первоочередной помощи от государства?
– В чем главные причины социальных проблем российского общества?
– Из каких источников государства берет средства на проведение социальной политики?
3. Сделайте вывод.
КАРТОЧКА № 47
1. Внимательно прочитайте вопрос и подготовьте развернутый ответ на него:
– Почему проблемы жилья и здравоохранения остаются одними из главных проблем в социальной политике России?
2. Для этого подумайте над вопросами:
– Как в Конституции СССР закреплялось право человека на жилище?
– Почему государство в условиях экономического спада не может обеспечить своих граждан бесплатным жильем?
– Каким слоям общество сложно обеспечить себя достойным жильем?
– Как в Конституции РФ сформулировано право человека на жилище?
– В каких случаях человек может быть лишен своего жилья?
– Как государство может поощрить своих граждан в желании построить или приобрести новое жилье в частную собственность?
– Каким образом в нашей стране формируется рынок жилья?
– Какие изменения произошли в системе здравоохранения на рубеже XX-XXI вв.?
– Может ли современная медицина быть бесплатной?
– Какие преимущества имеет страховая медицина перед бесплатной?
3. Сделайте вывод.
КАРТОЧКА № 48
1. Внимательно прочитайте вопрос и подготовьте развернутый ответ на него:
– Как в нашей стране реализуется право на социальное обеспечение?
2. Для этого подумайте над вопросами:
– Какие категории людей имеют право на первоочередную социальную защиту со стороны государства?
– Какие социальные права человека закреплены в российских и международных законодательных документах?
– Почему существует разница в российских и международных гарантиях социальных прав человека?
– Какую роль, в социальном обеспечении нуждающихся играют благотворительные организации?
– Как государство может поощрять благотворительность своих граждан?
– Почему дети и подростки особенно нуждаются в социальной защите со стороны государства?
3. Сделайте вывод.
2. Работа с классом (на выбор учителя)
ВАРИАНТ А
Проверка выполнения домашнего задания в тетради.
ВАРИАНТ Б
– Заполните пропуски.
Статья 38
1. Материнство и детство, семья находятся под защитой… (государства).
2. Забота о детях, их воспитание – равное… (право) и… (обязанность) родителей.
3. Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться
о… (нетрудоспособныхродителях).
Статья 39
1. Каждому гарантируется социальное обеспечение… (по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потере кормильца, для воспитания детей) и в иных случаях, установленных законом.
2. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются… (законом).
3. Поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и… (благотворительность).
ВАРИАНТ В
Фронтальный опрос
– Что такое социальные права граждан? (К социальным правам относятся право на социальное обеспечение, право на образование, право на охрану здоровья и медицинскую помощь, право на жилище, особые права ребенка и права инвалидов.)
– Какие слои общества наиболее нуждаются в социальной защищенности? (Дети, пенсионеры, инвалиды.)
– Почему благотворительность в нашей стране не получила такого распространения, как в странах Запада? (Отсутствие традиций благотворительности и налоговых льгот для предпринимателей, занимающихся благотворительностью и меценатством.)
– Какой должна быть медицина: бесплатной, платной или страховой? (Должно быть разумное сочетание бесплатной, страховой и платной медицины.)
– В каких документах закреплены социальные права граждан России? (В Конституции РФ.)
3. Устные развернутые ответы учащихся по карточкам № 46, № 47 и № 48, отзывы одноклассников
III. Изучение новой темы
План
1. Право участвовать в управлении делами государства.
2. Право на равный доступ к государственной службе.
3. Право на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления.
Задача для учащихся: выяснить, кто может участвовать в управлении делами государства. Как осуществляется непосредственное участие граждан в управлении государством?
1. Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника
Учебник 1 (с. 297-300) или учебник 2 (с. 60-68).
Задание для учащихся: выяснить роль граждан в управлении делами государства. Каким образом осуществляется это право?
Варианты ответа:
• Граждане России имеют право участвовать в управлении государством как непосредственно, так и через своих представителей.
• Решение, кто будет представлять их интересы в законодательном органе власти, принимается на выборах.
• Избирательное право является всеобщим для лиц, достигших 18 лет, независимо от пола, расы, национальности, вероисповедания, места жительства, образования. Исключение составляют лица, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда, а также признанные в судебном порядке недееспособными.
• Избирательное право является равным.
• Выборы в России являются прямыми и проводятся путем тайного голосования.
• Каждый гражданин Российской Федерации имеет право быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления. Возрастной ценз для Государственной Думы – 21 год, для избрания Президентом Российской Федерации – 35 лет, а также проживание в России не менее 10 лет.
• Участие в управлении может осуществляться через референдум, проводящийся по таким же принципам, что и выборы депутатов.
2. Рассказ учителя о праве граждан на равный доступ к государственной службе (в объеме материала учебника)
Учебник 1 (с. 299) или учебник 2 (с. 60-68).
Задание для учащихся: почему не каждый гражданин России пользуется правом на равный доступ к государственной службе?
3. Самостоятельная работа учащихся с дополнительным материалом (см. ниже)
Задание для учащихся: почему среди многих граждан существует недоверие органам государственной власти?
У. Подведение итогов урока
– Кто может участвовать в управлении делами государства?
– Как осуществляется непосредственное участие граждан в управлении государством?
– Каковы возможности влиять на принятие государственной властью политических решений?
Домашнее задание
1. Прочитать § 46 учебника 1 (с. 297-300) или § 8 учебника 2 (с. 60-68).
2. Подготовить устные ответы на вопросы:
– Каким образом граждане России участвуют в управлении государством?
– Как складываются отношения между гражданами и государством?
3. Выполнить в тетради задания 3 и 4 на с. 304 учебника 1 или практикум на с. 69 учебника 2.