Цели: подвести учащихся к пониманию особенностей социального государства, значению социальных прав человека; ознакомить учащихся с понятиями социальные права, приватизация жилья, медицинское страхование; продолжить формирование умений анализировать дополнительную литературу к уроку, делать выводы, работать по тексту учебника, излагать «сквозные» вопросы темы урока.
Оформление доски: тема урока, план изучения новой темы, понятия (социальное государство, социальные права, социальное обеспечение, приватизация жилья, медицинское страхование, социальные пособия), домашнее задание.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация опорных знаний учащихся по теме «Домашнее строительство»
1. Подготовка устного развернутого ответа по карточкам № 42-45.
КАРТОЧКА № 42
1. Внимательно прочитайте вопрос и подготовьте развернутый ответ на него:
– Почему важно знать права потребителя?
2. Для этого подумайте над вопросами:
– Кто является потребителем и продавцом на рынке?
– Каким российским законом защищаются права покупателей?
– Почему государство защищает права потребителей?
– Почему потребитель нуждается в достоверной информации о приобретаемом товаре?
– В какие органы для защиты своих прав может обратиться покупатель?
– Для чего необходимо сохранять кассовый чек, удостоверяющий покупку товара у продавца?
– На какие виды компенсации может рассчитывать покупатель при покупке товара ненадлежащего качества?
– Что такое сертификат соответствия товара стандарту?
– Как определяется размер компенсации за моральный ущерб?
3. Сделайте вывод.
КАРТОЧКА № 43
1. Внимательно прочитайте вопрос и подготовьте развернутый ответ на него:
– Что такое деловая жилка?
2. Для этого подумайте над вопросами:
– Кто такой предприниматель?
– Какой деятельностью государство разрешает заниматься частным предпринимателям?
– Почему в современном мире распространен семейный бизнес?
– Какую пользу себе и обществу приносят частные предприятия?
– Приведите примеры семейной трудовой деятельности.
– В какой экономической сфере такая деятельность будет наиболее эффективна и востребована?
3. Сделайте вывод.
КАРТОЧКА № 44
1. Внимательно прочитайте вопрос и подготовьте развернутый ответ на него:
– Как формируется личный и семейный бюджет?
2. Для этого подумайте над вопросами:
– Что такое бюджет?
– Из каких источников формируются семейные доходы?
– Куда идут основные расходы семьи?
– Что такое непредвиденные и сезонные расходы?
– Как поступить, если выделенных из семейного бюджета средств не хватает на крупную покупку?
– От каких экономических факторов зависит выбор стратегии ведения домашнего хозяйства?
– Что вы знаете о банковских вкладах и кредитах?
– Почему важно разумное ведение семейного хозяйства и стремление увеличивать семейные и личные доходы?
3. Сделайте вывод.
КАРТОЧКА № 45
1. Внимательно прочитайте вопрос и подготовьте развернутый ответ на него:
– Каким образом справедливо распределить хозяйственные обязанности в семье?
2. Для этого подумайте над вопросами:
– Какие дела по ведению домашнего хозяйства называют хозяйственно-бытовыми?
– Как распределяются обязанности по ведению семейного хозяйства в традиционных семьях?
– Какие преимущества дает такой подход для внутреннего мира в семье?
– Что такое равноправие? Почему не все женщины пользуются этим, правом?
– Как психологи предлагают решать спорные моменты по ведению домашнего хозяйства внутри семьи?
9 А.В. Поз леев
– Какой вклад в ведение домашнего хозяйства могут внести дети?
3. Сделайте вывод.
2. Работа с классом (на выбор учителя)
ВАРИАНТ А
Проверка выполнения домашнего задания в тетради.
ВАРИАНТ Б
– Объясните аббревиатуру сокращений: ЗАГС, УК РФ, ГК РФ, ООН, ВТО, ЕЭС. (ЗАГС — запись актов гражданского состояния, УК РФ – Уголовный кодекс Российской Федерации, ГК РФ – Гражданский кодекс Российской Федерации, ООН-Организация Объединенных Наций, ВТО – Всемирная торговая организация, ЕЭС – Европейское экономическое сообщество.)
ВАРИАНТ В
– Подумайте, кому в семье могут принадлежать следующие обязанности: материальное обеспечение семьи; приготовление завтраков, обедов, ужинов; уборка квартиры; ремонт мебели, бытовой техники; стирка; организация выходных дней.
3. Устные развернутые ответы учащихся по карточкам № 42-45, отзывы одноклассников
III. Изучение новой темы
План
1. Социальная политика государства.
2. Право на жилище.
3. Здоровье под охраной государства.
4. Право на социальное обеспечение.
Задача для учащихся: выяснить, живем ли мы в социальном государстве. Должно ли государство обеспечивать жильем каждого? Сколько стоит бесплатная медицина? Благотворительность: проявление силы общества или его слабости?
1. Рассказ учителя о социальной политике государства
Задание для учащихся: определите, что такое социальное государство. Запишите в тетрадь основные направления социальной политики государства.
Вариант ответа в тетради:
Социальное государство – это государство, которое проводит активную социальную политику, направленную на обеспечение достойного жизненного уровня населения, защиту социальных прав и свобод, на предотвращение и успешное разрешение общественных конфликтов.
Основные направления социальной политики:
• государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства;
• выплата государственных пенсий и социальных пособий соответствующим категориям населения;
• создание системы социальной службы занятости для тех, кто по тем или иным причинам не имеет постоянной работы, с выплатой им установленных законом пособий по безработице;
• охрана труда и здоровья людей;
• установление гарантированного минимума заработной платы.
2. Самостоятельная работа учащихся с текстом дополнительного материала
Задание для учащихся: какие социальные конфликты предотвращает социальная политика правительства Индии? Удалось ли ему добиться успехов в социальной политике?
Дополнительный материал
Я уже говорил, что жизнь в деревне не отличается разнообразием, – начал свой рассказ Варма. – Мой отец фермер, но состоял на государственной службе в медицинском департаменте. Мы относимся к касте кайаста, что значит – находящийся на службе у правительства.
– О, мистер Варма, простите, что перебиваю, – говорю я, вспомнив свое заветное желание. – Расскажите, пожалуйста, попутно
о кастах. Я вообще-то знаю о них, но мне хочется послушать ваше мнение.
– Хорошо, – соглашается Варма и, немного подумав, продолжает. – Вам, может, неизвестно, что само слово «каста» означает цвет. Около 5 тыс. лет назад в Индию пришли арийцы. У них самих тогда уже было деление на два класса, знатных и простых людей. Но они были белокожие. А аборигены Индии – с темной кожей. Их назвали дасами, т. е. рабами. Тогда-то сначала и возникли касты белых и цветных. В течение многих столетий происходило смешение рас, и постепенно выделились четыре касты, различавшиеся теперь не по цвету, а по положению в обществе. Самые высшие были брамины от слова «брахман», что означает бог. Это были в основном священники и ученые люди. Затем шла каста кшатрия, куда относились воины. Они были почти равны браминам, т. к. фактически правили страной. Вайшья – простые люди – стали торговцами и составляли третью касту. К четвертой касте – шудра – отошли все не арийского происхождения племена. Они были рабочими, ремесленниками, земледельцами, скотоводами и т. д.
Эти касты в то время кроме социальных различий имели еще и расовое деление. В Махабхарате пишется, что брамины светлые, кшатрии – красноватые, вайшьи – желтоватые, а шудры – черные.
Первые три касты считались дважды рожденными, и только им разрешалось носить священный шнурок или бечевку на теле и читать Веды (священные книги индусов, написанные в арийский период). Тогда люди могли переходить из одной касты в другую. Значительно позже касты стали делиться на подкасты. Постепенно их стало огромное количество. Почти каждая профессия превращалась в касту. Теперь кастовая принадлежность передавалась по наследству и выход из нее был невозможен.
Обычаи различных племен, их законы, табу, боязнь и преклонение перед богами, зверями, животными, а также привычки, связанные с профессией и ремеслами, становились характерными особенностями различных каст. Они сами устанавливали законы для себя. Каста, стоящая по положению выше, не могла иметь родственные отношения с более низкой. Иногда им не разрешалось даже сидеть за одним столом, т. к. полагали, что присутствие низшей касты может отравить пищу и окружающий воздух.
Эти обычаи и кастовое деление существуют в Индии по сей день. Хоть закон официально отменил касты, однако то, что воспитывалось в народе тысячелетиями, сразу не изменишь. Представьте себе, как может жить дружно семья, если в ней муж с детства привык к одним обычаям, а жена к другим; он, например, вегетарианец, а она нет; по ее обычаям в квартиру входят босиком, а ему это не нравится.
– Но ведь такое случается?
– Да, конечно. Особенно в городах, где больше современно мыслящих индийцев. Но в деревнях браки из разных каст и сейчас еще редки. Ведь прежде всего нужно помнить, что индийские семьи живут большими коммунами. Сыновья приводят жен в дом к отцу. Если в семье много сыновей да еще у отца есть братья, то в одном доме могут жить по 20-30 человек. И если в дом привести жену из другой касты, то это будет целая революция. Все восстанут. Сейчас, правда, грамотных становится все больше. Молодежь из деревни стремится попасть в город работать на заводе. Так что этот обычай, заставлявший сыновей жить в доме отца, меняется.
– А к какой касте принадлежат неприкасаемые?
Я задал этот вопрос очень осторожно, т. к. давно заметил, что Варма несколько болезненно воспринимает подобные темы. Неприкасаемые – это притча во языцех всех сведущих и несведущих людей, приезжающих в Индию. Однако мы с Вармой давно уже друзья, и я знаю, что он не обидится. Правда, тень недовольства все же на лице его замечаю. Но вопрос задан, и он отвечает:
– Неприкасаемые всегда были вне кастовой системы. Они считались по своему положению ниже самой низкой касты. Но, благодаря главным образом Махатма Ганди и его сторонникам, к неприкасаемым сейчас совсем другое отношение в стране. Во-первых, для них открылись все индусские храмы, в которые раньше их не пускали. Махатма Ганди назвал их хариджанами, т. е. детьми бога. Во-вторых, государство предоставило хариджанам массу привилегий. Вы же знаете, что на последних выборах одним из кандидатов на пост премьер- министра был руководитель партии Конгресс Арс – хариджанин по происхождению. Так что бывшим неприкасаемым сейчас все доступно. [10, с. 135-137]
Вариант ответа:
Кастовое разделение в Индии порождает социальное неравенство, а значит и материальное неравенство, что ведет к возникновению напряженности и социальным конфликтам в обществе. Правительство Индии стремится повысить социальный статус выходцев низших каст, предоставляя им право на образование, овладение престижными профессиями, изменяя многовековые устои замкнутости общества. Результатом такой политики можно считать экономический рост, повышение благосостояния населения и выравнивание положения людей разных каст, где самым ярким примером может быть факт, что «на последних выборах одним из кандидатов на пост премьер- министра был руководитель партии Конгресс Арс – хариджанин по происхождению».
3. Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника (учебник 1 (с. 292-294)) и дополнительным материалом
Задание для учащихся: выяснить, почему право на жилье и охрана здоровья граждан должны находиться под контролем государства. Может ли наше государство обеспечить жильем всех желающих? Должно ли оно это делать? Какая из форм медицины лучше? Приведите доводы за и против.
4. Беседа по проделанной работе с ответами учащихся на поставленные вопросы
В беседе следует обратить внимание на следующие моменты:
• «1. Каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.
3. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами». (Ст. 40 Конституции РФ)
• Приватизация – передача жилья в частную собственность.
• Медицина платная и бесплатная. Страховая медицина.
5. Право на социальное обеспечение
При изучении этого пункта плана учитель может выбрать один из вариантов.
ВАРИАНТ А. Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника (учебник 1 (с. 294-295) или учебник 2 (с. 173-175)).
ВАРИАНТ Б. Рассказ учителя о праве на социальное обеспечение (в объеме учебника).
ВАРИАНТ В. Самостоятельное изучение дома с подготовкой сообщения о деятельности благотворительных организаций.
IV. Закрепление изученного на уроке
– Какие права человека относятся к социальным правам?
– Почему в нашей стране государство не может обеспечить жильем всех нуждающихся?
– Что такое минимальная заработная плата?
– Какие преимущества есть у платной медицины?
– Почему в социальной политике государства главным направлением должна быть защита семьи и детства?
– Какие группы населения нуждаются в социальном обеспечении со стороны государства?
V. Подведение итогов урока
– Живем ли мы в социальном государстве?
– Должно ли государство обеспечивать жильем каждого?
– Сколько стоит бесплатная медицина?
– Благотворительность: проявление силы общества или его слабости?
Домашнее задание
1. Прочитать § 45 учебника 1 (с. 291-295) или § 15 (с. 115) учебника 2.
2. Подготовить устные ответы на вопросы:
– Какие направления в социальной политике нашей страны можно считать приоритетными?
– Почему проблемы жилья и здравоохранения остаются одними из главных проблем в социальной политике России?
– Как в нашей стране реализуется право на социальное обеспечение?
3. В тетради выполнить задание 5 на с. 296 учебника 1 или задания 3-4 на с. 116-117 учебника 2.