Урок 21. Многообразие кольчатых червей

0
11022

Цели урока: изучить многообразие кольчатых червей, их распространение и значение в природе и хозяйственной деятельности человека.

Оборудование: таблица «Дождевой червь», рисунки червей, опросные листы.

Ход урока

Организационный момент

Актуализация опорных знаний.

Опрос по базовым вопросам (работа в парах).

Из чего состоит кожно-мускульный мешок у дождевого червя?

Как разносится кислород по телу кольчатых червей?

Какого цвета кровь у дождевого червя и почему?

Какие функции выполняет кровь?

Что такое замкнутая кровеносная система?

Каково строение кровеносной системы и как по ней циркулирует кровь?

Какое строение тела называется членистым?

Какие структуры повторяются в каждом членике дождевого червя?

С чем связана высокая способность к регенерации у дождевого червя?

Каково строение пищеварительной трубки у кольчатых червей?

Как происходит процесс дыхания у малощетинковых и многощетинко­вых червей?

Как происходит процесс обмена семенной жидкостью у дождевых червей?

Как осуществляется оплодотворение у гермафродитного червя?

Какие признаки более высокой организации имеются у кольчатых чер­вей по сравнению с плоскими и круглыми червями?

Какого типа нервная система развита у дождевого червя и есть ли у него органы чувств?

Как очищается кровь у кольчатых червей?

Изучение нового материала.

Происхождение кольчатых червей.

О Изучив материал «Происхождение кольчатых червей в §21, составьте опорный конспект по теме.

М ногообразие кольчатых червей и их значение в природе и жизни человека. Тип Кольчатые черви включает, как нам известно, около 8 тысяч видов

червей. Широко распространены и известны: многощетинковые, малоще- тинковые черВи и пиявки.

Многощетинковые черви обитают преимущественно в водной среде. Большинство из них — морские донные животные, ползающие по дну или за­рывающиеся в ил и песок, в основном в прибрежной зоне. Это нереида, нап­ример, и пескожил. Часть полихет ведет сидячий образ жизни, прикрепляясь к камням, раковинам моллюсков и др. (например, серпула). При этом серпула и многие другие прячутся в трубочки, образуемые из затвердевших органичес­ких или известковых выделений кожи. Ряд видов свободно плавает, напри­мер, томоптерис (всех этих червей можно показать на таблице «Дождевой червь»). Известно также небольшое число пресноводных, встречающихся в

озере Байкал, и паразитических представителей класса. Яркими отличитель­ными особенностями многощетинковых червей являются … (учитель просит учащихся продолжить предложение):

щупальца, глаза, усики, расположенные в головном отделе;

подвижные боковые выросты тела, усаженные щетинками;

жабры — органы дыхания, которые представляют собой кожные вы­росты различной формы.

Малощетинковые кольчатые черви обитают преимущественно в почве и на дне пресных водоемов. Они не имеют всех перечисленных выше призна­ков. Каждый туловищный сегмент этих червей имеет маленькие щетинки, ко­торые расположены пучками (пара боковых и пара брюшных). Кроме этого, все малощетинковые кольчецы — гермафродиты, тогда как большинство многощетинковых — раздельнополы. Известные нам представители класса — трубочники и дождевые черви.

Познакомимся с классом Пиявки.

О Прослушав рассказ учителя, составить характеристику пиявок.

На земном шаре насчитывается около 300 видов пиявок, их строение раз­нообразно, они обитают не только в болотистых водоемах, но и в реках, озе­рах, горных ручьях и даже в морях и океанах. Пиявки-кровососы действительно составляют большинство этого класса, но живут они за счет разных животных (представителей всех классов позвоночных, ракообразных, водных насекомых, червей и др.), а не только млекопитающих и человека. И совсем уж мало кому известно, что многие виды пиявок не могут сосать кровь, а принадлежат к числу хищников, которые целиком или по частям заглатыва­ют мелких животных. Что касается пиявок, сосущих кровь у млекопитающих и человека, то в тропиках их изрядное количество, но в нашей стране таких ви­дов всего 2-3 (из 50 пресноводных видов) и распространены они преимущест­венно в южных районах. Принадлежность пиявок к типу кольчатых червей не вызывает никаких сомнений. Для них характерно большинство основных признаков кольчецов. В то же время для пиявок характерны многие особенности, которые позволяют легко отличить их от других групп типа.

В связи с необходимостью прикрепляться к телу других животных для со­сания крови у пиявок развились две присоски (передняя, окружающая рот, и задняя), тело стало более или менее уплощенным. Щетинок нет, ползают эти черви при помощи присосок. Число сегментов постоянное и у всех видов, за исключением одного, равно 33. Для них характерна вторичная кольчатость тела (каждый сегмент еще подразделяется на кольца), это увеличивает гиб­кость тела. Среди пиявок почти нет настоящих паразитов, большинство из них ведет активный образ жизни в поисках своих жертв. Поэтому у пиявок хо­рошо развита нервная система, и у всех червей, живущих на свету, имеются глаза. Тело очень мускулисто, и в этом отношении пиявки превосходят всех червей. Так, например, у дождевых червей мускулатура составляет 29,7% объ­ема всего тела, а у пиявок — до 65,5%. Многие виды хорошо плавают. Вторич­ная полость тела у пиявок отсутствует, промежутки между органами заполнены соединительной тканью.

Хорошо известно, что после укусов пиявок раны долго кровоточат. Это объясняется тем, что в раны попадает особое белковое вещество гирудин (от гр. гирудо — «пиявка»), которое препятствует свертыванию крови. Благодаря гирудину и другим веществам, выделяемым слюнными железами, кровь меся­цами сохраняется в желудке пиявок в жидком состоянии, не подвергаясь гниению.

Все пиявки — гермафродиты. Оплодотворение внутреннее. Оплодотворен­ные яйца выделяются в коконах. У половозрелых пиявок, как и малощетинко- вых червей, в области половых органов на коже образуется «поясок».

В пресных водоемах обычно встречаются улитковая пиявка, малая и боль­шая ложные конские пиявки (рисунок 26 на стр. 521 в книге «Жизнь живот­ных» т.1), эти животные на людей не нападают. Кровью человека питается лишь медицинская пиявка, обитающая на Украине и Кавказе. Медицинскую пиявку с давних пор применяют при лечении некоторых болезней для отсасы­вания крови (особенно при кровоизлияниях в мозг, при закупорке вен, при инфаркте миокарда). При использовании пиявок человеком они отсасывают его кровь — давление в сосудах падает, тромбы рассасываются.

Какие особенности в строении и образе жизни отличают пиявок от дру­гих кольчатых червей?

На следующем этапе урока организуется работа учащихся с материалами учебника (§21).

О Изучив главу «Значение кольчатых червей», составьте 2 репродуктивных вопроса, 3 вопроса, расширяющих знания и 1 проблемный вопрос. Это будет подготовка к пресс-конференции по теме «Значение кольчатых червей в природе и жизни человека».

Примеры проблемных вопросов: j — Влияние червей на урожайность — не выдумка. А как доказать это опыт­ным путем? Какие доказательства этому уже имеются?

От чего зависит численность дождевых червей на участке?

Если на 1 га почвы обитает приблизительно.около 4,5 млн. дождевых червей, то какова будет их масса?

Примеры вопросов, расширяющих знания:

Дождевыми червями питаются кроты, ежи, лягушки, скворцы, а чело­век? Употребляет ли человек в пищу дождевых червей или других пред­ставителей кольчецов?

Почему количество трубочников в водоемах, находящихся в черте горо­да, особенно большое?

— Морские черви — это основная пища многих видов рыб, несмотря на это плотность их поселений остается почти одинаковой. Почему?

С какой целью акклиматизировали азовских нереид в Каспийском море? Когда это было?

Почему при высокой численности дождевых червей на участке хорошо живут растения?

С чем связан большой «интерес» рыб к морским и пресноводным коль­чецам, которых они поедают в огромных количествах? и т.д.

Учитель может назвать свои вопросы, ответы на которые также будут инте­ресны учащимся.

О деятельности дождевых червей известно многое. Например, ученые считают, что некоторые остатки сооружений Древнего Рима оказались под землей благодаря работе дождевых червей. Объясните, как это про­исходит?

Отсутствие дождевых червей практически всегда принимается за пер­вые признаки неблагополучия почвы. В чем исключительность роли этих организмов?

После того как вопросы составлены и озвучены, учитель продолжает объ­яснение темы с опорой на наработанные вопросы.

Домашнее задание

§21, вопросы после параграфа. В тетради сделать записи о значении коль­чатых червей.

Дополнительное задание: составить кроссворд, чайнворд по теме «Много­образие кольчатых червей» из 6—8 слов. Повторить материал по теме «Черви», подготовиться к контрольно-обобщающему уроку.