Цеди: повторить, обобщить и закрепить материал модуля; установить соответствие уровня знаний и умений учащихся требованиям к обществоведческой подготовке.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Тестирование
Teem 1
1. Выраженное в государственных актах, охраняемое государством и обязательное правило поведения называется:
а) нормой морали;
б) партийной нормой;
в) правовой нормой;
г) традиционной нормой.
2. Юридической нормой является:
а) право на сочувствие;
б) право на понимание;
в) право на взаимопомощь;
г) право на образование.
3. Пример нормы уголовного права – это утверждение:
а) основные права и свободы неотчуждаемы;
б) арест имущества должника состоит в производстве описи имущества и объявлении запрета распоряжения им;
в) уничтожение дорожных знаков влечет наложение штрафа;
г) деяние, совершенное с прямым или косвенным умыслом, является преступлением, совершаемым умышленно.
4. Орган судебной власти, который решает вопросы соответствия тех или иных нормативно-правовых актов Конституции РФ:
а) Верховный Суд РФ;
б) Конституционный Суд РФ;
в) Высший Арбитражный Суд РФ;
г) мировой судья.
5. В соответствии с действующей Конституцией РФ высшей ценностью в России является (являются):
а) неприкосновенность собственности;
б) человек, его права и свободы;
в) суверенитет РФ;
г) многонациональный народ.
6. В каких случаях гражданин РФ может быть лишен гражданства?
а) в случае совершения особо тяжкого преступления;
б) в случае совершения государственной измены;
в) в случае получения гражданства иностранного государства;
г) гражданин РФ не может быть лишен гражданства.
7. К гражданским (личным) правам и свободам относятся:
а) право на объединение;
б) право частной собственности;
в) право на неприкосновенность жилища;
г) все вышеперечисленное;
д) ничего из вышеперечисленного.
8. Может ли дисквалификация применяться к физическим лицам, не занимающим руководящие должности?
а) да;
б) нет;
в) не знаю.
9. К признакам гражданского правоотношения относится (относятся):
а) имущественная самостоятельность сторон;
б) отсутствие равноправия сторон;
в) отношения возникают по инициативе одной из сторон;
г) равенство субъектов правоотношений;
д) один из субъектов правоотношения всегда государственный орган.
10. Верны ли следующие суждения о принципах осуществления правосудия?
А. Правосудие осуществляется только судом в строго определенном законом процессуальном порядке.
Б. Правосудие осуществляется судом, прокурором и адвокатом в строго определенном законом процессуальном порядке.
а) верно только А;
б) верно только Б;
в) оба суждения верны;
г) оба суждения неверны.
Тест 2
1. Установленные государством общеобязательные, формально определенные правила поведения называются:
а) нормами морали;
б) нормами права;
в) корпоративными нормами;
г) традиционными нормами.
2. К юридическим правам относится:
а) право на личную неприкосновенность;
б) право на создание семьи;
в) право на заботу со стороны близких;
г) право на дружбу.
3. Примером нормы административного права является:
а) граждане РФ имеют право на жилище;
б) непринятие землепользователями мер по борьбе с сорняками влечет предупреждение;
в) совершение преступления в состоянии алкогольного опьянения является отягчающим обстоятельством;
г) каждый обязан сохранять природу.
4. К юридическому определению понятия «преступление» не относится:
а) деяние, за которое Уголовным кодексом РФ предусмотрено наказание;
б) деяние, осуждаемое общественным мнением;
в) общественно опасное деяние;
г) деяние, запрещенное Уголовным кодексом РФ.
5. Равноправие граждан РФ включает:
а) равенство прав и свобод независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного положения, отношения к религии, убеждений и других обстоятельств;
б) равенство прав и свобод, возможностей для их реализации для мужчины и женщины;
в) запрет ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной,религиозной, языковой принадлежности;
г) все вышеперечисленное.
6. Действуют ли на территории России международно-право-вые акты о правах человека?
а) да, действуют;
б) нет, не действуют;
в) действуют лишь в части, не противоречащей Конституции РФ и федеральным законам.
7. В содержание права собственности входят следующие правомочия собственника:
а) владение;
б) управление;
в) распоряжение;
г) пользование.
8. Какие субъекты созданы по территориальному признаку?
а) автономная область;
б) край;
4 Т.П. Бегенеева
в) область;
г) автономный округ;
д) город федерального значения.
9. Длительное пребывание гражданина РФ за рубежом прекращает гражданство РФ?
а) да;
б) нет;
в) при определенных условиях.
10. Расположите в правильной последовательности этапы принятия федеральных законов:
а) утверждение закона в Совете Федерации;
б) внесение законопроекта;
в) опубликование закона;
г) подписание закона Президентом РФ;
д) обсуждение закона в Государственной Думе.
Правильные ответы:
Тест 1: 1в; 2г; Зг; 46; 56; 6г; 7в; 86; 9а, в, г; 10а.
Тест 2: 16; 2а; 36; 46; 5г; 6а; 7а, в, г; 86, в, г; 96; 106, д, а, г, в.
III. Терминологический диктант
Учитель подбирает те термины, в объяснении которых учащиеся чаще всего допускали ошибки. Форма проведения может быть различной: учитель диктует термин, учащиеся записывают определение; учитель диктует определение, учащиеся записывают сам термин.
IV. Согласны ли вы со следующими суждениями?
Вариант 1
1. Судебная защита прав и свобод гражданина гарантируется не каждому. (Нет.)
2. Алименты – это средства на содержание не только детей, но и каких-либо других членов семьи. (Да.)
3. Бабушки, дедушки, родители – это близкие родственники по нисходящей линии. (Нет.)
4. Вопрос о виновности или невиновности лица может решить прокурор. (Нет.)
5. Лица, не имеющие гражданства, могут быть субъектами гражданского права. (Да.)
Вариант 2
1. Надзор за исполнением законов осуществляет адвокатура. (Нет.)
2. Государство – это монополия на законное насилие. (Да.)
3. Лишенных гражданства лиц конституция не защищает. (Да.)
4. В нашей стране Правительство формируется Председателем Правительства, а Государственная Дума соглашается или не соглашается с его предложениями. (Нет.)
5. Закон запрещает привлекать людей к сверхурочной работе. (Да.)
Таким образом, за урок каждый учащийся получит три оценки. Учитель сам решает, какие из них и по какому принципу он выставит в журнал. Это может быть одна оценка как среднеарифметическое трех оценок; он может выставить за тест и как средний балл за выполнение второго и третьего заданий.