Цели: обобщить знания по теме «Словосочетание»; учить определять виды и способы связи слов в словосочетаниях; закреплять навыки правописания.
Тип урока: комбинированный.
Методы: исследовательский, эвристическая беседа, письменный самоконтроль, выработка и совершенствование усвоенных навыков.
Ход урока
1. Этап актуализации субъектного опыта учащихся.
1. Орфоэпическая пятиминутка в рамках подготовки к ЕГЭ (задание А1).
2. Задание «Дай толкование слова» (задание А2).
3. Словарный диктант.
Выделить графически корни с безударными гласными, проверяемыми ударением, в скобках написать проверочное слово:
Непримиримое противоречие, стихотворение посвящается, обнаженная истина, умалять значение, народное просвещение, легкомысленное увлечение, объединить усилия, пренебрежительное отношение, сокращенное изложение, возрождение культуры, удалиться от темы, благословить на подвиг, утешительная ложь, порождать сомнения, наслаждаться чтением, выросли вблизи, раздражать критику, очаровать публику.
2. Этап организации совместной деятельности по освоению материала урока.
Повторение теоретического материала.
1. Что изучает раздел «Синтаксис и пунктуация»? Назовите основные единицы синтаксиса.
2. Дайте определение наименьшей синтаксической единице – словосочетанию. В чем отличие словосочетания от предложения? Подтвердите примерами.
3. Какие сочетания слов нельзя отнести к словосочетаниям? Приведите примеры. (Грамматическую основу предложения, слово с предлогом, два однородных слова с союзом и.)
4. Какие вы помните виды словосочетаний по характеру главного слова? Приведите примеры каждого вида, записав их в тетрадь. (Именные: главное слово является существительным, прилагательным, числительным, например: новая книга, довольный успехом, три стола. Глагольные: главное слово – глагол в любой форме, в том числе причастной и деепричастной, например: весело смеяться / смеявшийся / смеясь. Наречные: главное слово – наречие: очень быстро.)
Выполнение упр. 207, взаимопроверка.
3. Этап первичной проверки понимания изученного.
Работа по учебнику (выборочно по усмотрению учителя упр. 209–218) позволяет не только закрепить теоретический материал, но и потренироваться в грамотном словоупотреблении.
После выполнения и проверки задания учащиеся узнают о том, что дома им нужно будет вернуться к записанным словосочетаниям и выполнить упр. 219.
– Напишите сочинение на свободную тему (желательно общественно-политическую), используя данные словосочетания.
4. Этап закрепления и применения изученного.
Мини-доклады подготовленных учащихся по теме «Способы подчинительной связи».
Материал для учителя.
Согласование – это такой способ связи, при котором зависимое слово уподобляется главному в роде, числе и падеже, то есть между главным и зависимым словами полное согласие. Чаще всего словосочетания такого вида соответствуют следующим схемам:
Управление (от слова управлять, командовать) – это такой способ связи, при котором главное слово требует употребления зависимого в определенном падеже.
Подсказка: при таком способе связи зависимых слов к главному может быть подобрано бесконечно много, но все они будут стоять в одном и том же падеже (думаю о маме, друге, письме, статье и т. п.).
Главным словом при управлении бывает:
– глагол в любой форме (читал / читавший / читая книгу);
– существительное (чтение книги, командировка в Сочи);
– прилагательное (довольный успехом, похожий на отца);
– количественное числительное в И. и В. п. (три стула, пять стульев);
– наречие (недалеко от дома, наедине с природой).
Примыкание (название, указывающее на присоединение) – это такой способ связи, при котором главное и зависимое слова связаны только по смыслу, между ними совершенно отсутствует грамматическая связь. А если это так, то одно из слов данных словосочетаний должно быть неизменяемым. Какие слова относятся к этой группе? Наречие, деепричастие, инфинитив, неизменяемое прилагательное, сравнительная степень прилагательного. Подсказка: если на экзамене надо найти в указанных предложениях примыкание, то ищите в первую очередь неизменяемое слово, а потом то, которое относится к нему.
Работа по учебнику (упр. 224):
· Выписать по 3 примера словосочетаний каждого вида связи, уметь доказать правильность своего выбора.
· Выделить в предложениях грамматические основы (можно, если не хватает времени, это сделать карандашом прямо в тексте); вспомнить определение подлежащего и сказуемого, виды предложений по составу грамматической основы.