Цели: расширять представления учащихся о создании летописей, их роли в истории и культуре России; расширять кругозор учащихся, прививать интерес к событиям прошлого.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
Перед началом урока оформляется выставка книг с текстами летописей, подобранных учащимися к уроку. Учитель предлагает детям рассмотреть оформление книг, иллюстрации. (Желательно, чтобы на уроке были представлены и рассмотрены учащимися странички из древних летописей.)
– Что интересного заметили?
– Рассмотрите заставки, миниатюры.
– О чём они рассказывают?
– Как вы думаете, какие исторические события изображены на них?
– О каких исторических событиях читали дома в книгах, подобранных вами в библиотеке?
– Расскажите о том, что вас больше всего поразило, заинтересовало, привлекло ваше внимание.
Учащиеся кратко рассказывают о событиях, с которыми они познакомились по текстам летописей.
Физкультминутка
III. Пополнение знаний учащихся о создании летописей.
Учитель: Мы прослушали несколько отрывков из летописей, рассмотрели, как оформлялись летописи.
А знаете ли вы, что древнейшая из дошедших до нас летописей была написана в 1377 году (дата записывается на доске) на пергаменте, называется она Лаврентьевской, по имени монаха-переписчика Лаврентия. В эту летопись входит крупнейший памятник летописания «Повесть временных лет», то есть «Повесть о былых годах», которая была составлена в начале XII века монахом Киево-Печёрского монастыря Нестором. «Повесть временных лет» – это целое литературное произведение об истории Древней Руси.
Учитель показывает рисунок, изображающий Нестора за работой.
Далее учитель в доступной детям форме рассказывает о создании и значении «Повести временных лет».
– «Повесть временных лет» Нестор создал, опираясь на рассказы древних старцев, документы княжеского архива, иноземные хроники и народные сказания. Сам Нестор был очевидцем многих описанных им событий. В своём труде летописец рассказывает о княжеских походах и свадьбах, победах и поражениях; о волхвах и скоморохах. Он обращается к легендам, к народной памяти, спорит с неверными, по его мнению, преданиями.
В самом заголовке своего введения в летопись Нестор поставил три исторических вопроса и сжато ответил на них:
– Отъкуду есть пошла Русськая земля?
– Кто в Киеве нача первее княжити?
– Отъкуду Русськая земля стала есть (утвердилась)?
Составляя «Повесть временных лет», летописец ставил своей целью не просто рассказать о прошлом Руси, но и показать место восточных славян среди европейских и азиатских народов.
IV. Итог урока.
– Что интересного, необычного узнали?
– О чём хотели бы ещё узнать?
Домашнее задание: оформить на альбомном листе небольшой фрагмент текста летописи, используя заставки и миниатюры. (Для выставки работ современных «летописцев».)