Цели: подвести учащихся к пониманию взаимосвязи общества и человека; продолжить формирование умений анализировать дополнительную литературу к уроку, делать выводы, работать по тексту учебника, излагать «сквозные» вопросы темы урока; способствовать воспитанию у учащихся умения общаться, тактичности, вежливости и уважения к собеседнику.
Оформление доски: тема урока, план изучения новой темы, понятия (свобода совести, религиозные верования, Библия, заповедь), домашнее задание.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация опорных знаний учащихся по теме «Духовная жизнь»
1. Подготовка устного развернутого ответа по карточке № 34 и 35
КАРТОЧКА № 34
1. Внимательно прочитайте вопрос и подготовьте развернутый ответ на него:
– Почему общество нуждается в свободных, духовно богатых личностях?
2. Для этого подумайте над вопросами:
– Почему право на свободу убеждений является одним из исходных прав человека?
– Что такое убеждение? Почему оно побуждает человека к действию?
– Почему очень важно свободное формирование убеждений человека?
– С какими правами человека тесно связано его право на свободу убеждений?
– При каких условиях общество и государство ограничивают свободу мысли, слова, убеждения?
– Что значит быть духовно богатым человеком?
– Как происходит формирование духовного богатства личности?
– Как связаны умственное развитие и нравственность в становлении личности?
3. Сделайте вывод.
КАРТОЧКА № 35
1. Внимательно прочитайте вопрос и подготовьте развернутый ответ на него:
– Как утверждается и развивается достоинство личности в межличностном общении?
2. Для этого подумайте над вопросами:
– Что такое человеческое достоинство?
– Какую роль в становлении достоинства личности играет нравственность?
– Как связано чувство собственного достоинства с духовным богатством человека?
– Может ли чувство собственного достоинства развиваться без общения с другими людьми?
– Почему важно уважать мнение других людей?
– Могут ли люди иметь одинаковые взгляды на окружающий их мир?
– Какие принципы спора предлагает Д. Карнеги?
3. Сделайте вывод.
2. Работа с классом (на выбор учителя)
ВАРИАНТ А
Проверка выполнения домашнего задания в тетради.
ВАРИАНТ Б Работа с тестом
1. По закону к занятым относятся: 1) работающие по найму или занятые индивидуальной трудовой деятельностью; 2) лица избранные или утвержденные на оплачиваемую должность.
а) верно только 1; б) верно только 2;
в) верно 1 и 2; г) нет правильного ответа.
2. Безработными закон признает: 1) лиц, не имеющих работы, состоящих на учете в службе занятости; 2) не работающих в связи с прохождением повышения квалификации.
а) верно только 1; б) верно только 2;
в) верно 1 и 2; г) нет правильного ответа.
3. Документ, подтверждающий трудовую деятельность:
а) контракт;
б) трудовой договор;
в) заявление о приеме на работу;
г) трудовая книжка.
4. Организации, владеющие собственностью и ведущие хозяйственную деятельность, имеющие название, устав и печать:
а) юридическое лицо; б) физическое лицо;
в) гражданское лицо; г) администрация.
5. Что входит в понятие «право собственности»?
а) возможность продажи имущества;
б) извлечение прибыли;
в) сдача имущества в аренду;
г) все выше перечисленное.
6. Главная цель предпринимательства:
а) производство товаров и услуг;
б) расширение производства;
в) получение прибыли;
г) реклама предприятия.
7. Формами предпринимательской деятельности являются: 1) индивидуальное предприятие, кооператив; 2) благотворительный фонд, выставка картин для всех желающих.
а) верно только 1; б) верно только 2;
в) верно 1 и 2; г) нет правильного ответа.
ВАРИАНТ В
Выполнение задания по дополнительной литературе
– Какие принципы исповедует главный герой?
– Можно ли назвать его духовно богатым человеком?
Взятка
Иван Никанорович Ляпунов гордился своим предком Ляпуном. В 1546 году подьячий, будучи главой посольской миссии в Бахчисарае, отказался платить «посошную» подать мурзам хана Сахиб-Гирея. Перед входом во дворец московских послов традиционно встречала крымская знать и бросала под ноги посохи, требуя за проход приличную мзду. Дело было не только и не столько во взятке: уплативший за проход таким образом признавал свое приниженное положение данника, на чем настаивали крымские ханы, ведшие происхождение от Чингисхана. Несчастного Ляпуна раздели догола и водили по базару с зашитыми ноздрями и ушными раковинами, срамя его перед бахчи- сарайцами, но герой не сдался и уехал, не повидав хана и не подписав очередного договора. По приезде в Москву он был поставлен дьяком в Старгород, где и положил начало славному роду Ляпуновых.
В период становления демократии Иван Никанорович Ляпунов даже проработал два года заместителем мэра Старгорода, но в систему не вписался, ибо не признавал взяток, и ушел на прежнюю работу в старгородский университет, где, заведуя кафедрой, читал курс отечественной истории.
Сегодня предстояло прочесть лекцию об отношениях Руси с Ордой, но неожиданный вопрос заставил его перестроить рассказ – студентка спросила, откуда появилась на Руси взятка. Ляпунов сам не заметил, как завелся. Он начал с Византии, где государство было разбито на районы-диоцезы. В каждом диоцезе был свой судья и свой епископ. Судья отвечал за разрешение гражданских тяжб, епископ – за дела духовные, связанные с нарушением норм морали и религии. При этом ни первый, ни второй не получали большой и фиксированной платы от государства, как, например, судьи на Западе, а довольствовались посильным подаянием от истцов, рядя по правде, что и породило взятку. Размер добровольной платы никто не устанавливал, коррупция быстро стала нормой и в госаппарате. Государство постепенно утратило силу и стало легкой поживой для кровожадных турок.
На Западе, жившем по законам римского права, взятка считалась позором и жестоко преследовалась. Византийские нормы попали на Русь вместе с православием: князь, например, рядящий граждан, получал «в кормление» земли, равноценные маленькому окладу, сколько же он брал сверху за разрешение спора, не оговаривалось, на это традиционно закрывали глаза.
– Вы хотите сказать, что взятка у нас в крови и неистребима? – спросила студентка.
– Я считаю, что взятки давать нехорошо, с ними следует бороться, – ответил Ляпунов и закрыл тему.
После лекции в кабинет зашел Костя Ступин, его аспирант, потомственный рыбак из Поозерья.
– Иван Никанорович, папа рыбки прислал, – парень смущенно протянул коробку с копчеными судаками.
– Взятку предлагаешь?
– Ходил с отцом в Озеро, сам коптил – попробуйте, вкусные, я ж от души!
Отказать парню значило его обидеть, Ляпунов махнул рукой и взял судаков.
Он собирался навестить мать – та жила в деревне, в двадцати километрах от города. Мать любила рыбу, судаки оказались кстати. Он ехал в сгущающихся сумерках, забыв пристегнуться, не включив ближний свет, думал о том, что рыбу, наверное, не следовало брать. Из кустов у Христофоровского кладбища выскочил оборотень в сержантских погонах, махнул палкой – Ляпунов подал к обочине. Оборотень был худенький, как ребенок, голый череп с жидкими волосами, костяшки пальцев, правда, заканчивались острыми, как бритвы, когтями.
– Без ближнего, не пристегнувшись, да на повороте заехали на двойную осевую. Ого, рыбка! – пропищал радостно скелет, нагло заглядывал через плечо в салон.
– Денег не дам, – грозно сказал Ляпунов. Скелет вдруг на глазах рассыпался, превратившись в трех голоштанных пацанят.
– Дяденька, голодные, помоги, – запели они хором.
Смотреть на их изможденные лица без слез было невозможно.
– Черт с вами, берите! – Ляпунов бросил в окошко две рыбины.
Малышня тут же утащила их в кусты.
Дома в деревне он пожаловался матери на распоясавшихся гаишников.
– Вечно людей срамишь, а люди разные, не все жируют. У Кати Пименовой на том юнце деревни муж – сержант-гаишник, худющий, чисто скелет, и на работе пропадает, и по дому все делает, и троих детишек завели, и не пьет, а живут бедно. Власть тебя доконала, Ваня, и что лез, спрашивается, правды искал?
Возражать матери он не стал, махнул водки, закусил огурцом, вышел во двор. Подморозило, небо было все в звездах. Он вдруг представил себе, как предок шел по бахчисарайскому базару, голый, с зашитыми ушами и ноздрями, а толпа кричала ему вслед непонятные ругательства. Водка разлилась по телу, согрела его. Ляпунов смахнул вдруг накатившуюся слезу, повернулся и пошел домой, спать. [3]
3. Устные развернутые ответы учащихся по карточкам № 34 и 35, отзывы одноклассников
III. Изучение новой темы
План
1. Что такое религиозное верование?
2. В чем состоят притягательная сила и гуманистический смысл религии?
3. Право на свободу совести и ее гарантии.
Задача для учащихся: выяснить, означает ли право на свободу совести возможность действовать согласно своим представлениям о добре и зле. Не ущемляется ли право на свободу совести в связи с отделением церкви от государства и школы от церкви? Не означает ли свобода совести «свободу бессовестности»?
1. Самостоятельная работа учащихся по тексту учебника
Учебник 1 § 42 (с. 267-268) или учебник 2 § 20 (с. 153-162) и § 3 учебника для 5 класса (Вигасин А. А. История Древнего мира) и дополнительному материалу.
Задание для учащихся (возможно по степени готовности): А. Почему возникла религия? Б. Какие причины происхождения религии указаны в статье «Истоки веры»? В. Какую роль в обществе играют вера и религия? Г. Как религия влияет на мировоззрение людей в Индии?
2. Беседа по проделанной работе
3. Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника
(учебник 1 (с. 269-271)) или рассказ учителя (в объеме учебника) Задание для учащихся: может ли свобода совести означать «свободу бессовестности»? Нужно ли изучать религиозные дисциплины в школе? Почему?
Беседа по поставленным вопросам.
IV. Закрепление изученного на уроке
– Как возникли религиозные верования?
– Какие общемировые религии вы знаете?
– Почему религия несет глубокое гуманистическое значение?
– Представители каких духовных конфессий живут в нашем городе?
– Почему многие ученые не отрицают существования религиозного начала?
V. Подведение итогов урока
– Означает ли право на свободу совести возможность действовать согласно своим представлениям о добре и зле?
– Не ущемляется ли право на свободу совести в связи с отделением церкви от государства и школы от церкви?
– Не означает ли свобода совести «свободу бессовестности»?
Домашнее задание
1. Прочитать § 42 учебника 1 (с. 267-271) или § 20 учебника 2 (с. 153-162).
2. Подготовить устные ответы на вопросы:
– Что такое религия?
– Почему в современном обществе сохраняются религиозные ценности?
– Почему право на свободу совести закреплено в международных документах о правах человека?
3. Выполнить в тетради задание 2 на с. 272 учебника 1 или практикум на с. 163 учебника 2.