ПРИЧАСТИЕ Урок 18. Причастие как часть речи
Цели: дать понятие о причастии как о части речи; показать связь причастия с прилагательным и с глаголом; развивать логическое мышление учеников.
Методические приемы: объяснения учителя, выполнение уп ражнений, словарная работа.
Ход урока
I . Проверка домашнего задания
Чтение и обсуждение сочинений (по 1-2 сочинения на каждую тему).
II . Объяснение темы «Причастие как часть речи»
Слово учителя.
Мы продолжаем изучение большой темы – «Морфология и ор фография». В предыдущих классах мы изучали именные части речи: существительное, прилагательное, числительное, местоимение – и еще одну важнейшую самостоятельную часть речи – глагол. Имен- – но с глаголом тесно связаны части речи, которые нам предстоит изучать в течение примерно двух четвертей. Речь идет о причастии и деепричастии. Как видите, эти части речи сходны по звучанию. Главное же их сходство – в несомненной связи с глаголом.
Сразу отметим, что значительная часть ученых-лингвистов, язы коведов, считает причастие и деепричастие не самостоятельными
частями речи, а особыми формами глагола. В процессе изучения по пробуем найти аргументы в пользу обеих точек зрения. Разумеется, вы имеете право на своё мнение по этой лингвистической проблеме. Но для этого необходимо глубокое изучение вопроса.
Итак, начинаем новую тему – «Причастие».
Рассмотрим выразительный пример, приведенный в учебнике.
III. Работа с учебником
Чтение §9 (с. 24).
Обсуждение вопросов.
Заметим, что оба слова: летучий и летящий – обозначают признаки предметов, отвечают на один и тот же вопрос (какой?) и отличаются одной лишь буквой. Вдумаемся в смысл этих опре делений.
Слово летучий обозначает постоянный признак предмета. Этот признак присущ семенам деревьев всегда, это постоянное свойство семян, их особенность. Мы не можем сказать то же самое о кам не. Постоянное свойство камня – неподвижность. Лететь он будет, причем лишь какое-то время, только если его бросить или если его столкнет, предположим, лавиной.
Как называются семена деревьев? Какие они? (Летучие.)
Как назвать камень, который летит? Какой он? (Летящий.) В первом случае перед нами определение-прилагательное. Во
втором – определение-причастие.
В чем сходство прилагательного и причастия? (Отвечают на один и тот же вопрос, обозначают признак предмета.)
В чем разница? (Прилагательное обозначает постоянный признак предмета. Причастие обозначает признак предмета по действию, и этот признак проявляется не постоянно, а во времени. Причастие можно заменить оборотом: тот, который делает что-либо или тот, с которым делают (сде лали) что-либо.)
Действие может производить сам предмет: работающий компь ютер (тот, который работает); улыбающийся ребенок (тот, который улыбается); продолжающийся разговор (тот, который продолжа ется) и т. д.
Но действие не всегда производит сам предмет. Иногда над ним производится действие: придуманная история (та, которую кто-то придумал); решаемая задача (та, которую кто-то решает); включенный телевизор (тот, который кто-то включил).
Задание: подобрать примеры причастий, доказать принад лежность слова к причастиям.
IV. Выполнение упражнений
Упражнение 52. Наблюдения, ответы на вопросы, вывод – причастие изменяется так же, как прилагательное, и зависит от су ществительного, к которому относится.
Упражнение 53. Находим признаки глагола у причастия, делаем вывод: причасти, как и глагол, имеет формы настоящего и прошедшего времени.
Дополнительный вопрос:
– Может ли причастие стоять в будущем времени? Почему? Вывод очевиден: не может. Будущего времени у причастия нет: признака по действию в будущем не существует.
Упражнение 54: выразительное чтение, письменное выполне ние на доске и в тетрадях. Задаем вопросы к причастиям, подчерки ваем их как определения: спаленной, ночующий, белеющих,
Упражнение 55: чтение теоретического материала на с. 25 I и его обсуждение.
Упражнение 56: выразительное чтение, определение стиля ;” текста (художественный), самостоятельная работа (письменно).
‘ Домашнее задание 1.§9.
Упражнение 57.
Принести на урок любую свежую газету или журнал.